Основы тайцзицюань

Важнейшее в тайзицюане это то, что это искусство было создано на основе теории Инь и Ян, которая подробно была описана в «И-цзине» – «Книге Перемен» примерно в 1122 году до н. э. Считается, что тайцзицюань был создан Чжан Саньфэном в эпоху Сун, около 1101 г., хотя в разных источниках можно найти разные сведения по этому поводу. Важно не это. Важно понимать истинный смысл тайцзицюань и зачем им стоит заниматься и просто найти хорошего Учителя.

 

Согласно китайской космологии есть изначальная созидательная сила Вселенной, первичный хаос, из которого возникло все сущее – Узци. Оно бесформенно и бесконечно и может проявиться в мире только через человеческое сознание. Это абсолютный покой. Покой не может существовать без движения, движение не может существовать без покоя. Движение зарождается из центра Узци — это и есть сила Тайцзи, которая разделяет духовную энергию Узци на две полярные противоположности – Инь и Ян. Поэтому занятия тайцзицюань – это соединение энергии и сознания, движения и покоя, верха и низа, левого и правого, чтобы привести в равновесие две противоположные силы – Инь и Ян. Уцзи содержит в себе неисчерпаемый источник всего живого и если мы сможем связать свой ум с этой изначальной энергией, мы поймем смысл нашего существования. Цель занятий – понять и объединить эти две противоположности в нашем теле, как в маленьком кусочке голографической Вселенной, чтобы понять законы «большой» Вселенной. Это высшие ступени практики тайцзицюань. Основа этой практики лежит через разучивание определенных комплексов движений, т. е. через работу с телом, через координированные движения рук и ног, через осознание каждого движения. На первых стадиях самым важным является отстройка, выравнивание и подготовка тела и ума к дальнейшим этапам практики, когда движения комплекса превращаются в динамическую медитацию, а движением тела управляют не мышцы, а внутренняя энергия Ци, направляемая сознанием.

Практика тайцзи – это очень медленная динамика, скоординированные движения рук и ног, которая невозможна без осознания каждого момента движения.

С помощью работы с вниманием и направления нужных усилий человек обучается основным принципам тайцзи. Покой – это состояние Узци или состояние «отсутствия предела». Сознание спокойно, тело расслаблено, ци в энергетическом центре – даньтяне. Когда создается намерение начать движение – это состояние тайцзи, где сразу происходит распределение двух сил Инь и Ян – разделение состояния «отсутствия предела» на состояние «великого предела». Движение и покой, сжатие и растяжение, пустота и наполненность, сила и расслабленность. Это уровень контроля тела. Дальше идет контроль дыхания, контроль ума, контроль ци и последний этап – контроль духа. Сложность в начале занятий – запомнить движения, скоординировать движения рук и ног, связать движения тела с умом, создавать и направлять нужные усилия. Т. е. приходится очень много работать с вниманием, концентрацией, терпением. Во время занятий ум занят отслеживанием каждого движения, поэтому все посторонние процессы просто отключаются, потому что слишком много точек концентрации внимания, на которые тратится энергия. С этим связана первый эффект от занятий – успокоение ума, расслабление тела и укрепление духа.

 

В тайцзицюань выделяются 13 главных технических элементов, или сил: «8 ворот» и «5 шагов».

«8 ворот»:

    • пэн (отражение),
    • лю (откатывание),
    • цзи (сжимание),
    • ань (толкание),
    • цай (притягивание или захват),
    • ле (раскалывание),
    • чжоу (удар локтём),
    • као (удар плечом)

–  всё это суть 8-ми триграмм (гуа), которые объясняются в Ицзине – «Книге Перемен», в которой содержится математическая философия, объясняющая различные энергетические изменения во Вселенной.

 

image_5

«5 шагов»:

    • цзиньбу (наступление),
    • туйбу (отступление),
    • цзогу (взгляд влево),
    • юпань (взгляд вправо),
    • чжундин (центральное равновесие)

– суть пяти элементов.

 

Различные взаимодействия Инь и Ян в сочетании с движущий силой Тайцзи порождают возникновение Усин –пяти стихий, т. е. они дают направления этим энергетическим волнам. Поэтому они связаны между собой отношениями усиления и подавления. Этот принцип цикличности можно найти везде в природе.

Отражение, откатывание, нажимание и толкание – это соответственно цянь (небо), кунь (земля), кань (вода), ли (огонь) – четыре направления. Притягивание, раскалывание, удар плечом и удар локтем – это соответственно сунь (ветер), чжэнь (гром), дуй (озеро), гэнь (гора) – четыре угла.

Наступление, отступление, взгляд влево, взгляд вправо, центральное равновесие – это цзинь (металл), му (дерево), шуй (вода), хо (огонь), ту (земля). Все вместе они составляют 13 позиций тайцзицюань, из которых и состоят комплексы, разные по уровню сложности и по длине.

 

В древние времена, чтобы ученику было проще запомнить основные «правила» и он мог их выучить наизусть, их записывали в краткой форме, где минимум иероглифов и максимум смысла. Непрактикующему понять их смысл невозможно, а практикующему потребуется немало времени для понимания значений этих фраз. Таким образом появились так называемые «песни о тайцзицюань». Вот пример «песни четырех направлений» или четырех основных сил в тайцзицюань:

Песни четырёх направлений

Парная форма – Поймать воробья за хвост – Пан-люй-дзи-ань

 

image_4

Песня Пэн

Пэн – словно вода, что поддерживает плывущую лодку.

Сначала опусти Ци в Дяньтянь,

Затем держи голову прямо, как будто она подвешена.

Всё тело пусть будет полно эластичной энергии,

Открывание и закрывание – в один и тот же миг.

Будь тут сила даже в тысячу фунтов,

Всё равно на плаву оставаться легко.

Песня Люй

Дай противнику войти;

Пусть его сила вращает тебя.

Не сопротивляйся, но и не теряй контакта.

Ты должен быть лёгок и ловок.

Пусть его сила развернётся вовсю,

Это значит, что скоро она исчерпается.

Когда его сила опустошится,

Ты можешь дать ему упасть,

А можешь и атаковать, если хочешь,

Но не теряй равновесия

И не давай противнику ни единого шанса

Получить преимущество.

image_3
image_2

Песня Цзи

Есть два способа применения Цзи.

Прямой способ – с намерением,

«Открывание и закрывание» – в один момент.

Непрямой способ – использовать силу реакции.

Так мяч ударяется о стенку и отскакивает,

Или монета падает на барабан.

Пусть противник будет как монета,

Отскакивающая со звенящим звуком.

Песня Ань

Ань подобно силе речной воды.

Тихо течёт вода, но какая сила скрыта в ней!

Бурный поток трудно остановить.

Волны перекатываются через высокие скалы,

Устремляются вниз, в пустые расщелины.

Вода превозмогает всё!

image_1
image

«Зачем нужно изучать боевое применение, если я не собираюсь драться?» Такой вопрос часто возникает. В принципе, не нужно. Цель – всего лишь отстроить тело согласно законам природы и не мешать ей действовать. Но чтобы понять, отстроил ли ты тело согласно этим законам или только думаешь, что отстроил, боевое применение движений тайцзицюань очень помогает понять и исправить ошибки. Потому что если движение освоено неправильно, сила не пройдет, а значит, не пройдет энергия, которая должна течь свободно для того, чтобы тело было здорово. Поэтому в тайцзицюань существует парная работа – туйшоу – буквально «толкающие руки», цели которой – научиться чувствовать свою силу, научиться чувствовать силу противника, чтобы вовремя перенаправить её в нужном направлении.

На сегодняшний момент существует огромное количество стилей и разветвлений тайцзицюань. Основных, и самых известных, два. Стиль Чэнь и стиль Ян. Едва ли в теории можно понять различия и выбрать подходящий для себя стиль. Главное звено с подобных практиках – хороший учитель. Эти практики невозможно освоить самостоятельно, хотя самостоятельные занятия необходимы для продвижения вперед.

Теория тайцзицюань очень сложна, но, чтобы начать заниматься, не обязательно быть экспертом в Книге Перемен. Теория начинает открывать свои тайны со временем, через практику. И чем больше занимаешься практикой, тем больше понимаешь теорию, потому что это суть одно.

 

Источники:

    1. Чжан Саньфэн, Ван Цзуньюэ Классические тексты о тайцзи (песни тайцзицюань)
    2. Ян Цзюньмин Тайцзицюань. Классический стиль Ян

 

 

Мастер Ши Янбин обучает традиционному шаолиньскому цигун и гимнастике тайцзицюань, которые дают нам возможность изменять внутреннее состояние организма, лечить болезни и добиваться необычных внешних изменений, благодаря движению «ци» в организме.

 

Ближайшие курсы для начинающих:

Записаться на вечерний курс по цигун и тайцзи на Правды

  •  

    Нажимая кнопку «Записаться» Вы подтверждаете, что предоставляете Школе свое согласие на обработку Ваших персональных данных в соответствии с Положением о конфиденциальности.