Кунг-фу цзянь с Мастером Ши Янбином

Его путь сокровенен и изменчив, его смысл тих и глубок, путь содержит врата и двери, ещё содержит инь и ян, открываешь врата и затворяешь двери, инь бурлит — ян расцветает, это путь ближнего боя, внутри переполняют цзин и шэнь, внешне демонстрируешь спокойствие и манеры, видимое подобно хорошей жене, нападение — как от тигра страшно, один человек подобен сотне, сотня подобна десяти тысячам.

О мече-цзянь, ‘Вёсны и Осени’ княжеств У и Юэ

 

Меч-цзянь — это один из древнейших видов оружия. Иероглифом «цзянь» в Китае обозначали прямой меч с двусторонней заточкой.  В «Гуаньцзы» сказано: «Когда-то гора Гэлушань извергла металл. Чи Ю взял его и изготовил цзянь». Из археологических исследований известно, что бронзовый меч-цзянь существовал уже при династиях Шан (1600-1027 до н.э.) и Чжоу (1045-221 до н.э.). В эпохи «Вёсен и Осеней» и Воюющих Царств развитие искусства владения мечом шло впереди других видов оружия. В «Чжуанцзы» в главе «Отучил фехтовать» имеются такие слова о мече: «Фехтуя я, сделав ложный выпад, даю противнику как будто преимущество, но нанося удар позже его опережаю его в попадании».

Искусство меча древнее, долго развивалось и искусство изготовления мечей. Древние мечи были трёх видов, различавшиеся длиной и весом. В многочисленных войнах более поздних эпох меч-цзянь был постепенно вытеснен другими видами оружия, и со временем стал ритуальным предметом, символизируя благородство у военных и высокоэлегантность у гражданских лиц.

Позднее в искусстве обращения с мечом сформировались две манеры. Первая — это обращение с мечом с длинной кистью, ещё называемым гражданским мечом. При тренировке меч движется росчерками и извивами неописуемой красоты, кисть не должна наматываться на руку, это очень изящное зрелище. Так тренировались аристократы, ученые-конфуцианцы, гражданские чиновники и другие интеллигентные лица.

Вторая манера — это обращение с мечом с короткой кистью или без кисти, ещё называемым военным мечом. Перемещения здесь живые, приёмы многоизменчивые, движения резкие, это — реально-прикладное искусство обращения с мечом. Но меч-цзянь — легкий, короткий, утонченный, гибкий, не в его характере противостоять в лоб более толстому оружию, лишь избегая атак, ловко используя методы действий корпусом, переходя от приема к приему и можно достичь победы.

Однако какой бы ни был меч-цзянь — с длинной кистью или с короткой — его техники не похожи на внешне дикие методы меча-дао, им всегда присуща некоторая интеллигентность. Поэтому, а также из-за того, что меч-цзянь (наряду с гитарой-цинь, шахматами и книгой) входил в число четырёх драгоценностей образованного человека, родилась поговорка «меч-цзянь — красивейший из ста видов оружия».