Тайцзицюань стиля Ян

Китайские боевые искусства появились задолго до времени первых описаний в исторических документах, когда приходилось постоянно сталкиваться и с человеческим конфликтами, и с миром животных. Наблюдая за животными, китайцы поняли, что они обладают всеми необходимыми качествами для успешного боя, поэтому первые стили появились как подражание движениям, атаке и защите у животных. Боевые искусства развивались повсеместно, те, что проходили испытание временем – оставались, закрепляя тем самым самые эффективные техники. Также со временем в боевые искусства вплеталась философия и культура Китая, так в техниках началась применяться философия Инь-Ян и Тайцзи, а на основе триграмм, описанных в И-цзине, разрабатывались боевая стратегия и тактика. Большинство ранних задокументированных источников ссылаются на Шаолинь, где боевые искусства стали активно практиковаться и далее трансформироваться в другие стили и распространяться по всему Китаю. Так же источники ссылаются и на Удан – даоские монастыри, где тоже разрабатывалось много стилей. Сейчас в Китае существует порядка тысячи стилей и чаще всего невозможно сказать об их источниках.

Искусство тайцзицюань было создано на основе теории Инь и Ян, которая подробно была описана в «И-цзине» – книге перемен примерно в 1122 году до н. э. В ней содержится математическая философия, объясняющая различные энергетические изменения во Вселенной. Считается, что тайцзицюань был создан Чжан Саньфэном в эпоху Сун, около 1101 г. Именно к его имени относятся следующие, одни из основополагающих, изречений:

Макушка подвешена, Ци погружается в Даньтянь. Ци наполняет тело изнутри, движения контролирует Шэнь (Дух). Корень в стопах, рождается в ногах, управляется поясницей и проявляется в пальцах. Если хочешь двигаться вверх, надо помнить о движении вниз, если хочешь двигаться налево – помни о движении направо.

Чжан Саньфэн

Все классические тексты относятся к его имени, а также к имени его легендарного ученика – Ван Цзунъюе. Со временем развилось большое количество стилей, но суть у всех осталась одна. Медленные, плавные, беспрерывные и круглые движения. Движения как медитация, чтобы успокоить разум и очистить сознание. Только так может открыться духовная сторона вещей: как научиться жить без отягчающих ум мыслей, не думать лишнего, быть спокойным, гармоничным и счастливым. Поэтому многие мастера, практикуя долгие годы, со временем превращались в мудрецов, к которым приходили люди за советами относительно своей жизни, чувствуя большое спокойствие в их сердцах.

Много столетий секреты тайцзицюань передавались из поколения в поколение только в семье Чэнь и лишь к XIX веку благодаря упорству и преданности практике секреты были открыты человеку из другой семьи – Ян Лучань, который со временем видоизменил стиль и этот стиль стал называться его именем. Стилем Ян. Как и в развитии любого дела, тайцзицюань развивалось и модернизировалось мастерами достаточно сильно, каждый привносил в форму своё понимание и свой опыт, исходя из собственного понимания сути вещей – кто-то занимался для поддержания и улучшения здоровья, кто-то – как боевой техникой. Поэтому даже внутри стиля и внутри одной формы так много разного. Ни одна не является единственно верной или неверной, если соблюден основной принцип движений – баланс Инь и Ян.

Все формы этого стиля схожи, отличие лишь в последовательностях движений и в количестве их повторов. Считается, что количество основных движений всего 37, которые составляют 250 боевых техник, и все формы создавались мастерами в зависимости от их потребностей как в применении определенных движений, так и в физической нагрузке. Таким образом появилось большое количество форм внутри стиля.

 

Самый короткий, простой в запоминании и один из самых популярных комплексов, созданный специально для того, чтобы его могли освоить люди в любой физической форме и в любом возрасте, занимаясь для поддержания и улучшения состояния здоровья – 24 формы. Короткая последовательность движений с использованием основных приемов, выполняемых в плавном и медленном движении: отражение, откат, нажатие и толчок (пэн, люй, дзи, ань), которые повторяются несколько раз и составляют этот комплекс. По времени он занимает около 5 минут.

Так же популярным является комплекс 42 формы, который часто используется на соревнованиях по тайцзи.

Есть так же и длинные последовательности, в которых мастера, их разрабатывающие, «запечатывали» свои секреты и техники. Чтобы освоить эти последовательности, требуют серьезные тренировки, в процессе которых эти «секреты» всплывают наружу, и практикующий начинает их понимать. Количество повторов того или иного движения определяет так же мастер. Как правило наиболее важные и полезные техники повторяются помногу раз, с тем, чтобы в процессе повторения комплекса их можно было быстрей и лучше отработать. По времени такие длинные формы от начала до конца занимают от 20 до 40 минут.

Считается, что для поддержания здоровья достаточно выполнять форму дважды в день. Если в тайцзицюань есть более глубокий интерес, то форму рекомендуется делать дважды в день по 3 раза. Первый – чтобы размяться, второй – для развития навыков управления Ци, и третий – чтобы продвигаться вперед, а также для расслабления и восстановления. Для укрепления Ци рекомендуется так же замедлять движения комплекса, при этом количество вдохов так же не должно увеличиваться, тогда Ци становится плотной и тягучей, ум спокойным, а тело расслабленным. В это время пульс замедляется и человек переходит в медитативное состояние.

 

Несмотря на многообразие форм, существующих на сегодняшний момент, все они формально отличаются лишь по количеству и порядку движений, связанных вместе, все остальные отличия зависят от мастера, который эту форму передает ученику. Чем именно он её наполнит, тем она и станет. Поэтому выбор учителя для занятий – это единственный вопрос, который стоит себе задавать и дальше просто заниматься, а уж как называется этот стиль – не так важно. И тут, наверно, единственный верный принцип – доверие. Только так можно двигаться вперед. Если ум одолевают сомнения, тогда движение вперед просто невозможно. 

Key:
Solid lines Direct teacher-student. (张三丰)
Zhang Sanfeng*
c. 12th century
NEIJIA
Dashed lines Individual(s) omitted. Various Daoists Legendary figures
Dotted lines Partial influence
/taught informally
/limited time.
(王宗岳)
Wang Zongyue*
TAIJIQUAN
Dashed cross Branch continues.
(陈王庭)
Chen Wangting
1580–1660
CHEN-STYLE
(蒋法)
Jiang Fa
Zhaobao-style
(陈汝信)
Chen Ruxin
2nd gen. Chen
(陈所乐)
Chen Suole
2nd gen. Chen
(邢喜怀)
Xing Xihuai
2nd gen. Zhaobao
(陈大鹍)
Chen Dakun
3rd gen. Chen
(陈大鹏)
Chen Dapeng
3rd gen. Chen
(陈光印)
Chen Guangyin
3rd gen. Chen
(陈申如)
Chen Shenru
3rd gen. Chen
(陈恂如)
Chen Xunru
3rd gen. Chen
(陈正如)
Chen Zhengru
3rd gen. Chen
(张楚臣)
Zhang Chuchen
3rd gen. Zhaobao
(陈善通)
Chen Shantong
4th gen. Chen
(陈善志)
Chen Shanzhi
4th gen. Chen
(陈继夏)
Chen Jixia
4th gen. Chen
(陈节)
Chen Jie
4th gen. Chen
(陈敬伯)
Chen Jingbo
4th gen. Chen
4th gen. Zhaobao
(陈秉奇)
Chen Bingqi
5th gen. Chen
(陈秉壬)
Chen Bingren
5th gen. Chen
(陈秉旺)
Chen Bingwang
1748–?
5th gen. Chen
(陈公兆)
Chen Gongzhao
1715– after1795
5th gen. Chen
(张宗禹)
Zhang Zongyu
5th gen. Zhaobao
(陈长兴)
Chen Changxing
1771–1853
6th gen. Chen
Chen Old Frame
(陈有本)
Chen Youben
c. 19th century
6th gen. Chen
Chen Small Frame
(张彦)
Zhang Yan
6th gen. Zhaobao
(陈耕耘)
Chen Gengyun
7th gen. Chen
(杨露禅)
Yang Luchan
1799–1872
YANG-STYLE
Guang Ping Yang
Yangjia Michuan
(陈清萍)
Chen Qingping
1795–1868
7th gen. Chen
7th gen. Zhaobao
(陈延熙)
Chen Yanxi
8th gen. Chen
(王兰亭)
Wang Lanting
1840–?
2nd gen. Yang
(杨健侯)
Yang Jianhou
1839–1917
2nd gen. Yang
2nd gen. Yangjia Michuan
(杨班侯)
Yang Banhou
1837–1892
2nd gen. Yang
2nd gen.
Guang Ping Yang
Yang Small Frame
(武禹襄)
Wu Yuxiang
1812–1880
WU (HAO)-STYLE
(他招远)
He Zhaoyuan
1810–1890
8th gen. Zhaobao
Zhaobao He-style
(陈发科)
Chen Fake
1887–1957
9th gen. Chen
Chen New Frame
(李瑞东)
Li Ruidong
1851–1917
Li-style
(杨澄甫)
Yang Chengfu
1883–1936
3rd gen. Yang
Yang Big Frame
(杨少侯)
Yang Shaohou
1862–1930
3rd gen. Yang
Yang Small Frame
(吴全佑)
Wu Quanyou
1834–1902
1st gen. Wu
(王矯宇)
Wang Jiaoyu
1836–1939
3rd gen.
Guang Ping Yang
(李亦畬)
Li Yiyu
1832–1892
2nd gen. Wu (Hao)
(和庆喜)
He Qingxi
1857–1936
9th gen. Zhaobao
(陈照丕)
Chen Zhaopi
1893–1972
10th gen. Chen
focused on
Chen Old Frame
(陈照奎)
Chen Zhaokui
1928–1981
10th gen. Chen
focused on
Chen New Frame
(張欽霖)
Zhang Qinlin
1888–1967
3rd gen. Yangjia Michuan
(杨振铎)
Yang Zhenduo
b. 1926
4th gen. Yang
(傅仲文)
Fu Zhongwen
1903–1994
4th gen. Yang
Beijing (24) form
(郑曼青)
Zheng Manqing
1902–1975
4th gen. Yang
Short (37) Form
(吴鉴泉)
Wu Jianquan
1870–1942
2nd gen. Wu
WU-STYLE
108 Form
Kuo Lien Ying
1895–1984
4th gen.
Guang Ping Yang
(郝為真)
Hao Weizhen
1849–1920
3rd gen. Wu (Hao)
(郑悟清)
Zheng Wuqing
1895–1984
10th gen. Zhaobao
(吴公儀)
Wu Gongyi
1900–1970
3rd gen. Wu
(孙禄堂)
Sun Lutang
1861–1932
SUN-STYLE
(郝月如)
Hao Yueru
1877–1935
4th gen. Wu (Hao)
(王延年)
Wang Yannian
1914–2008
5th gen. Yang
4th gen. Yangjia Michuan
(鄭天熊)
Zheng Tianxiong
1930–2005
Wudang-style
(吴雁霞)
Wu Yanxia
1930–2001
4th gen. Wu
(孙剑云)
Sun Jianyun
1913–2003
2nd gen. Sun
(郝少如)
Hao Shaoru
1908–1983
5th gen. Wu (Hao)
(陈小旺)
Chen Xiaowang
b. 1945
11th gen. Chen
(陈小星)
Chen Xiaoxing
b. 1952
11th gen. Chen
(杨军)
Yang Jun
b. 1968
5th gen. Yang
(吴光宇)
Wu Guangyu
b. 1946
5th gen. Wu
(孙永田)
Sun Yongtian
b. ?
3rd gen. Sun
(刘积顺)
Liu Jishun
b. 1930
6th gen. Wu (Hao)
CHEN-STYLE YANG-STYLE WU-STYLE SUN-STYLE WU (HAO)-STYLE

 

 

Мастер Ши Янбин обучает традиционному шаолиньскому цигун и гимнастике тайцзицюань, которые дают нам возможность изменять внутреннее состояние организма, лечить болезни и добиваться необычных внешних изменений, благодаря движению «ци» в организме.

 

Ближайшие курсы для начинающих:

Записаться на вечерний курс по цигун и тайцзи на Правды

  •  

    Нажимая кнопку «Записаться» Вы подтверждаете, что предоставляете Школе свое согласие на обработку Ваших персональных данных в соответствии с Положением о конфиденциальности.


11412289_10207592523879146_1073278264683620595_n