Site icon Школа Мастера Ши Янбина

Истоки Чань

Истоки Чань

 

Слово «чань» (по-китайски «чань-на») происходит от санскритского слова «дхьяна», означающего созерцание, медитативное состояние. И также оно известно, как дзэн – термин, который используется в японском языке.
Мастер Бодхидхарма положил начало традиции чань-буддизма в Китае. Основные принципы чань-буддизма сводятся к следующему: обращаться напрямую к духовной сущности человека, использовать передачу вне слов, не опираясь на какие-либо писания.
Благодаря усилиям второго патриарха Хуэйкэ, третьего патриарха Сэнцянь, четвертого патриарха Даосинь, пятого патриарха Хунчжэнь и шестого патриарха Хуэйнэн, учение Чань стало крупнейшей школой буддизма в Китае. В результате, Бодхидхарма был удостоен звания первого патриарха чань-буддизма, и Шаолинь стал известен как монастырь, в котором зародился чань-буддизм.

Родословная

Ниже приводится родословная линия китайской традиции Чань, которая начинается от двадцати восьми индийских патриархов и продолжается шестью китайскими патриархами. Они передают учение Дхармы из поколения в поколение по непрерывной линии со времен Будды, обеспечивают и оберегают истинность линии передачи учения.

  1. Махарашьяпа
  2. Ананда
  3. Шанаваса
  4. Упагупта
  5. Дхритика
  6. Миччака
  7. Васумитра
  8. Буддхананда
  9. Буддхамитра
  10. Паршава
  11. Пуньяяшас
  12. Ашвагхоша
  13. Капимала
  14. Нагарджуна
  15. Канадэва
  16. Рахулата
  17. Сандхананди
  18. Сангхаяшас
  19. Кумаралата
  20. Джаята
  21. Васубандху
  22. Манура
  23. Хамлекаяшас
  24. Шимха
  25. Башасита
  26. Пунямитра
  27. Праджнятара
  28. Бодхидхарма (28-й индийский патриарх, первый китайский патриарх Чань).

Китайский чань-буддизм
Первый патриарх: Бодхидхарма
Второй патриарх: Хуэйкэ
Третий патриарх: Сэнцянь
Четвертый патриарх: Даосинь
Пятый патриарх: Хунчжэнь
Шестой патриарх: Хуэйнэн

Учение китайского чань-буддизма, привнесенного первым патриархом Бодхидхармой и продолженное его пятью последователям, непрерывно и успешно развивается до сих пор.

Файл не прикреплен или не соответствует формату
Файл не прикреплен или не соответствует формату
Бодхидхарма
Хуэйкэ
Файл не прикреплен или не соответствует формату
Файл не прикреплен или не соответствует формату
Сэнцянь
Даосинь
Файл не прикреплен или не соответствует формату
Файл не прикреплен или не соответствует формату
Хунчжэнь
Хуэйнэн

Учение

Чань-буддизм продолжил древние традиции Чань, в которых при специальной передаче важно было не опираться на писания и догмы, а акцентировать внимание на понимании человеческой природы, на возможности получить внезапное просветление. Это было основано на убеждении в том, что природа всех явлений – непостоянство. Основополагающими текстами учения Чань были: Сутра сердца, Алмазная сутра, Сутра совершенного просветления, Шурангама сутра, Ланкаватара-сутра, Сутра Вималакирти и Сутра помоста шестого патриарха.
Существуют разные виды практики Чань: Шравакаяна, что означает: колесница шраваков – слушателей или последователей, достигающих просветления в результате слушания учения Будды; Бодхисаттваяна – колесница Бодхисаттвы, это свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы (махаяна), достижение просветления и помощь всем существам в достижении просветления, постепенное достижение просветления и внезапное достижение просветления.
Что касается практики Чань, то наиболее известной является школа Чань, которая продолжает древние китайские традиции передачи, не опираясь на писания и догмы, а акцентируя внимание на постижении человеческой природы в процессе достижения внезапного просветления. В ходе распространения Чань, учение было разделено на Пять домов и Семь сект, и обычно сочеталось с учением Школы Чистой Земли (школа буддизма Махаяны, ветвь дальневосточного буддизма).

Монастырские обязанности

Для управления монастырем была создана организационная система, возглавляемая настоятелем, и разделенная на несколько зон ответственности, закрепленных за разными монастырскими чинами. Четверо старших (монахов) подчиняются настоятелю и именуются: главный старейшина, старейшина западного зала, старейшина зала (в конце монастыря) и старейшина зала Чань. Обычно эти позиции занимают старшие монахи, чтобы помогать настоятелю вести дела монастыря. Вместе с настоятелем они являются руководящим органом монастыря.

Настоятель (Фан чжан)
Настоятель, глава монастыря, занимается всеми делами внутри и за пределами монастыря, а также считается духовным наставником монахов.
Главный старейшина (Шоу цзуо)
Главный старейшина – следующий по статусу после настоятеля, помогает настоятелю в управлении монастырем. Главный старейшина, обычно очень почитается монахами монастыря, он следит за выполнением буддийских правил и наказывает нарушителей.

Старейшина западного зала (Си тан)
Старейшина западного зала подчиняется главному старейшине и традиционно назначается очень почтенными и уважаемыми монахами монастыря. В обязанности старейшины западного зала входит руководство монахами монастыря в качестве учителя, поддержание и развитие буддийского учения и дисциплины.

Старейшина зала [в конце монастыря] (Хоу Тан)
Старейшина этого зала назначается в качестве помощника старейшины западного зала монастыря для обучения монахов буддийским принципам и теории. Старейшина зала [в конце монастыря] редко занимается повседневными задачами, за исключением временных поручений, данных настоятелем.

Старейшина зала Чань (Тянь чжу)
Старейшина зала является главой зала Чань. Он играет важную роль в монастыре, в его обязанности входит чтение проповедей и наставление всех монахов монастыря.

Восемь внутренних подразделений монастыря

Под руководством настоятеля и четырех старейшин находятся восемь видов монастырских должностей с различными функциями. Это – управляющий (Цзян юань), администратор (Чжи кэ), наблюдатель (Вэй нуо), главный распорядитель (Диан цзо), ответственный за приют для странствующих монахов (Ляо юань), конторский персонал (Йи бо), секретариат (Шу цзи) и отряд сторожевой охраны (Сенг чжи). Эти управления и функции могут быть очень различны в зависимости от культурных традиций разных монастырей.

Пересечение реки Янцзы на стебле тростника

Бодхидхарма родился в южной Индии в касте брахманов и был учеником Праджнятара, 27-го патриарха так называемого примитивного индийского буддизма. Он получил знания о буддизме, а затем провел три года в Гуанчжоу, приехав туда в период правления Южной династии (520~527 н.э.). История гласит, что Бодхидхарма был тепло принят императором династии Лян, который был искренним приверженцем школы Хинаяны («малая колесница») и попросил у него аудиенции. После встречи с императором Бодхидхарма покинул дворец и направился на север через реку Янцзы. На берегу реки он встретил старушку и попросил у нее стебель тростника. Затем он бросил его в реку, легко вспрыгнул на него и достиг противоположного берега. Говорят, что старушка была воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары и явилась, чтобы помочь Бодхидхарме пересечь Янцзы.

Один цветок с пятью лепестками

После Бодхидхармы и пяти сменявших друг друга патриархов чань-буддизм процветал и развивался в пяти школах: Гуйян, Линьцзы, Цаодун, Фаянь и Юньмэнь. Таким образом, выражение «один цветок с пятью лепестками» часто упоминается для образного выражения о процветании Чань в пяти школах Китая.

Перевод: Ирина Брызгалина, редактор Марина Горяева.