Пу-цин – ноябрь 2016
Шифу от души благодарит учеников Школы за активное участие в уборке. Просим участников получить свои маленькие подарки на ресепшн.
Немного философии
С древних времён чань-буддисты в своей повседневной жизни руководствовались принципом “день без работы – день без еды”. В чаньских монастырях поддерживалась такая чистота и порядок, что существовала даже популярная поговорка “опрятный, как чаньский монастырь”.
Согласно уставу, составленному чаньским патриархом Бай-чжаном (720-814 гг.), все чаньские монахи должны были все свободное от лекций и медитаций время посвящать разного рода хозяйственным работам: убирать территорию монастыря, заготовлять топливо и воду, вести текущий ремонт (а в случае необходимости и более крупные строительные работы), обрабатывать землю на монастырских полях, сажать овощи и фруктовые деревья, собирать урожай, готовить пищу и т.д. Все это получило собирательное название “пу-цин”, что дословно означало “просить всех [выйти на работу]”.
Здесь ярко проявляется отличие чань-буддизма от буддизма махаяны, где большинство буддийских монахов не занималось никаким трудом и общепринятый устав монастырской жизни никак не поощрял такую деятельность. Более того, во многих школах и направлениях буддизма, в том числе и китайского, всякая активная деятельность рассматривалась как препятствие к достижению идеального состояния нирваны, в буквальном смысле означающей угасание, прекращение всякой активности
Участвуя в “пу-цин”, чань-буддийский монах не просто исполнял свои обязанности, но должен был проявлять максимальное рвение, полностью отдавать себя, все свои духовные и физические силы работе. За формальное и халатное отношение к долгу он тоже подвергался наказанию.
На вопрос своего ученика чаньский патриарх Бай-чжан, не ожидает ли их всех в будущем перерождении – в соответствии с законом кармы – наказание за такие действия, как рубка дров, резание травы, копание колодцев и возделывание почвы, ответил: «Будет ли человек наказан за все эти поступки – зависит от него самого. Если это человек алчный, погрязший в мыслях о приобретении и утрате…, то он непременно будет наказан. Если же, наоборот, он не увиливал от неприятных обязанностей, чреватых для него грехопадением, и честно исполнял свой долг, заботясь лишь о том, чтобы принести пользу другим людям, то даже если он трудился весь день, он [как бы] ничего не делал».
Как утверждал Линь-цзи, человек, соблюдающий «не-деяние-в-деянии», может тратить в день по 10 тыс. лянов золота, не создавая при этом никакой кармы, и более того – «даже если из-за дурного нрава в прошлом он совершил Пять Ужасных Грехов, то они сами превратятся для него в Океан Спасения»
(из книги Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае)