Тайцзицюань стиля Ян
Китайские боевые искусства появились задолго до времени первых описаний в исторических документах, когда приходилось постоянно сталкиваться и с человеческим конфликтами, и с миром животных. Наблюдая за животными, китайцы поняли, что они обладают всеми необходимыми качествами для успешного боя, поэтому первые стили появились как подражание движениям, атаке и защите у животных. Боевые искусства развивались повсеместно, те, что проходили испытание временем – оставались, закрепляя тем самым самые эффективные техники. Также со временем в боевые искусства вплеталась философия и культура Китая, так в техниках началась применяться философия Инь-Ян и Тайцзи, а на основе триграмм, описанных в И-цзине, разрабатывались боевая стратегия и тактика. Большинство ранних задокументированных источников ссылаются на Шаолинь, где боевые искусства стали активно практиковаться и далее трансформироваться в другие стили и распространяться по всему Китаю. Так же источники ссылаются и на Удан – даоские монастыри, где тоже разрабатывалось много стилей. Сейчас в Китае существует порядка тысячи стилей и чаще всего невозможно сказать об их источниках.
Искусство тайцзицюань было создано на основе теории Инь и Ян, которая подробно была описана в «И-цзине» – книге перемен примерно в 1122 году до н. э. В ней содержится математическая философия, объясняющая различные энергетические изменения во Вселенной. Считается, что тайцзицюань был создан Чжан Саньфэном в эпоху Сун, около 1101 г. Именно к его имени относятся следующие, одни из основополагающих, изречений:
Макушка подвешена, Ци погружается в Даньтянь. Ци наполняет тело изнутри, движения контролирует Шэнь (Дух). Корень в стопах, рождается в ногах, управляется поясницей и проявляется в пальцах. Если хочешь двигаться вверх, надо помнить о движении вниз, если хочешь двигаться налево – помни о движении направо.– Чжан Саньфэн
Все классические тексты относятся к его имени, а также к имени его легендарного ученика – Ван Цзунъюе. Со временем развилось большое количество стилей, но суть у всех осталась одна. Медленные, плавные, беспрерывные и круглые движения. Движения как медитация, чтобы успокоить разум и очистить сознание. Только так может открыться духовная сторона вещей: как научиться жить без отягчающих ум мыслей, не думать лишнего, быть спокойным, гармоничным и счастливым. Поэтому многие мастера, практикуя долгие годы, со временем превращались в мудрецов, к которым приходили люди за советами относительно своей жизни, чувствуя большое спокойствие в их сердцах.
Много столетий секреты тайцзицюань передавались из поколения в поколение только в семье Чэнь и лишь к XIX веку благодаря упорству и преданности практике секреты были открыты человеку из другой семьи – Ян Лучань, который со временем видоизменил стиль и этот стиль стал называться его именем. Стилем Ян. Как и в развитии любого дела, тайцзицюань развивалось и модернизировалось мастерами достаточно сильно, каждый привносил в форму своё понимание и свой опыт, исходя из собственного понимания сути вещей – кто-то занимался для поддержания и улучшения здоровья, кто-то – как боевой техникой. Поэтому даже внутри стиля и внутри одной формы так много разного. Ни одна не является единственно верной или неверной, если соблюден основной принцип движений – баланс Инь и Ян.
Все формы этого стиля схожи, отличие лишь в последовательностях движений и в количестве их повторов. Считается, что количество основных движений всего 37, которые составляют 250 боевых техник, и все формы создавались мастерами в зависимости от их потребностей как в применении определенных движений, так и в физической нагрузке. Таким образом появилось большое количество форм внутри стиля.
Самый короткий, простой в запоминании и один из самых популярных комплексов, созданный специально для того, чтобы его могли освоить люди в любой физической форме и в любом возрасте, занимаясь для поддержания и улучшения состояния здоровья – 24 формы. Короткая последовательность движений с использованием основных приемов, выполняемых в плавном и медленном движении: отражение, откат, нажатие и толчок (пэн, люй, дзи, ань), которые повторяются несколько раз и составляют этот комплекс. По времени он занимает около 5 минут.
Так же популярным является комплекс 42 формы, который часто используется на соревнованиях по тайцзи.
Есть так же и длинные последовательности, в которых мастера, их разрабатывающие, «запечатывали» свои секреты и техники. Чтобы освоить эти последовательности, требуют серьезные тренировки, в процессе которых эти «секреты» всплывают наружу, и практикующий начинает их понимать. Количество повторов того или иного движения определяет так же мастер. Как правило наиболее важные и полезные техники повторяются помногу раз, с тем, чтобы в процессе повторения комплекса их можно было быстрей и лучше отработать. По времени такие длинные формы от начала до конца занимают от 20 до 40 минут.
Считается, что для поддержания здоровья достаточно выполнять форму дважды в день. Если в тайцзицюань есть более глубокий интерес, то форму рекомендуется делать дважды в день по 3 раза. Первый – чтобы размяться, второй – для развития навыков управления Ци, и третий – чтобы продвигаться вперед, а также для расслабления и восстановления. Для укрепления Ци рекомендуется так же замедлять движения комплекса, при этом количество вдохов так же не должно увеличиваться, тогда Ци становится плотной и тягучей, ум спокойным, а тело расслабленным. В это время пульс замедляется и человек переходит в медитативное состояние.
Несмотря на многообразие форм, существующих на сегодняшний момент, все они формально отличаются лишь по количеству и порядку движений, связанных вместе, все остальные отличия зависят от мастера, который эту форму передает ученику. Чем именно он её наполнит, тем она и станет. Поэтому выбор учителя для занятий – это единственный вопрос, который стоит себе задавать и дальше просто заниматься, а уж как называется этот стиль – не так важно. И тут, наверно, единственный верный принцип – доверие. Только так можно двигаться вперед. Если ум одолевают сомнения, тогда движение вперед просто невозможно.
Мастер Ши Янбин обучает традиционному шаолиньскому цигун и гимнастике тайцзицюань, которые дают нам возможность изменять внутреннее состояние организма, лечить болезни и добиваться необычных внешних изменений, благодаря движению «ци» в организме.
Для начала изучения тайцзи в Школе Мастера Ши Янбина приглашаем Вас пройти базовый курс.
В Школе одновременно проходит несколько курсов для начинающих, выберите наиболее удобный Вам: