Тайцзицюань и йога – Школа Мастера Ши Янбина

Тайцзицюань и йога

Тайцзицюань – китайское боевое искусство (оно же – китайская оздоровительная гимнастика), основанное на философии буддизма, даосизма и конфуцианства и законах природы, благодаря чему является не просто оздоровительной гимнастикой, но цельной системой саморазвития человека. Как и любая система самосовершенствования, основа тайцзи – не просто философские постулаты, но глубокой понимание принципов человеческих взаимоотношений, принципов взаимоотношений человека и окружающего мира, без которых невозможно ни продвижение в каком-либо боевом искусстве, ни в духовном совершенствовании.

Что же такое тайцзи? Согласно китайской космологии есть изначальная созидательная сила Вселенной, первичный хаос, из которого возникло все сущее – Узци. Оно бесформенно и бесконечно и может проявиться в мире только через человеческое сознание. Это абсолютный покой. Покой не может существовать без движения, движение не может существовать без покоя. Движение зарождается из центра Узци – это и есть сила Тайцзи, которая разделяет духовную энергию Узци на две полярные противоположности – Инь и Ян.

 

Поэтому занятия тайцзицюань – это соединение энергии и сознания, движения и покоя, верха и низа, левого и правого, чтобы привести в равновесие две противоположные силы – Инь и Ян. 

 

Уцзи содержит в себе неисчерпаемый источник всего живого и если мы сможем связать свой ум с этой изначальной энергией, мы поймем смысл нашего существования. Цель занятий – понять и объединить эти две противоположности в нашем теле, как маленьком кусочке голографической Вселенной, чтобы понять законы «большой» Вселенной. Это высшие ступени практики тайцзицюань. Основа этой практики лежит через разучивание определенных комплексов движений, т. е. через работу с телом, через координированные движения рук и ног, через осознание каждого движения. На первых стадиях самым важным является отстройка и подготовка тела и ума к дальнейшим этапам практики, когда движения комплекса превращаются в динамическую медитацию, а движением тела управляют не мышцы, а внутренняя энергия Ци, управляемая сознанием.

Согласно йога-сутрам Патанджали, йога означает «блокирование типовых проявлений ума» (читта вритти ниродха), включает себя 8 частей – ступенек, которые практикующий постепенно проходит. Базируется на понятиях ямы и ньямы – это основа морально-этических принципов, первые и самые важные 2 ступеньки, без которых дальнейшее продвижение в йоге невозможно. Далее идут асаны – т. е. непосредственно гимнастические упражнения, то, что у нас принято называть йогой, которые приводят тело и ум в гармоничное состояние, которое необходимо для дальнейших этапов практики за счёт уравновешивания привычных нам нервных импульсов – ощущения боли и удовольствия, горячего и холодного, других противоположных восприятий и наших рефлекторных реакций – то есть тех самых типовых проявлений ума. Далее идут дыхательные практики и практики управления чувствами. Эти 5 первых ступеней йоги относятся к «внешней» практике, которая готовит тело и ум к более глубоким, «внутренним» – сосредоточению ума, медитации и сверхсознательности. Это высшие этапы практики йоги, полностью раскрывающие возможности сознания.

Патанджали объясняет, что корневой причиной невозможности обрести счастье, осознается она или скрыта в подсознании, является неведение относительно своей действительной природы, а так же влечения и отвращения. Пока непознана сущность своего бытия, всегда будет в той или иной форме напряженность и неудовлетворенность. Поэтому задачи у практики йоги выходят гораздо дальше гимнастических упражнений и оздоровительного эффекта. Если обратиться к учению Будды, он объяснял причины несчастья тем же самым неведением относительно своей действительной природы и двумя крайностями нашего ума – привязанностью к удовольствиям и неприятие боли (т. е. те же влечение и отвращение) и нашел путь избавления от этих загрязнений ума, чем и поделился с миром. И чьи знания в дальнейшем использовались в качестве философской основы всех китайских боевых искусств.

Итак, обе практики как методы саморазвития в большинстве своем очень схожи. Если рассматривать только гимнастический аспект, т. е. тот аспект, который во многом определяет наше здоровье, что же общего и в чем разница практик?

1.

Практика тайцзи – это очень медленная динамика, скоординированные движения рук и ног, которая невозможна без осознания каждого момента движения. С помощью работы с вниманием и направления нужных усилий человек обучается основным принципам тайцзи. Покой – это состояние Узци или состояние «отсутствия предела». Сознание спокойно, тело расслаблено, ци в энергетическом центре – даньтяне. Когда создается намерение начать движение – это состояние тайцзи, где сразу происходит распределение двух сил Инь и Ян – разделение состояния «отсутствия предела» за состояние «великого предела». Движение и покой, сжатие и растяжение, пустота и наполненность, сила и расслабленность. Это регулирование тела. Дальше идет контроль дыхания, контроль ума, контроль ци и последний этап – контроль духа. Сложность – запомнить движения, скоординировать движения рук и ног, связать движения тела с умом, создавать и направлять нужные усилия. Т. е. большая работа с вниманием, концентрацией, терпением. Во время занятий ум занят отслеживанием каждого движения, поэтому все посторонние процессы просто отключаются, потому что слишком много точек концентрации внимания. С этим связана первый эффект от занятий –успокоение ума, расслабление тела, укрепление духа.

Йога – глубокая физическая проработка мышц, связок и сухожилий. Сложность – принять положение, которое принять очень непросто, понять принципы расслабления в этом положении через работу с дыханием. Т. е. большая работа с терпением физического дискомфорта, особенно в начале практики, концентрацией, расслаблением и дыханием. Во время интенсивной работы тела мозг также отключает все остальные, «паразитические», процессы для экономии энергии, поэтому хаотичность мыслей со временем успокаивается и превращается в управляемый поток. С этим так же связан эффект успокоение ума, расслабление тела и укрепление духа от практики.

2.

Асаны как часть йоги очень глубоко прорабатывают связочно-сухожильный аппарат, согласно китайским трем драгоценностям, накапливая таким образом большое количество субстанции «цзинь» и выстраивая дорогу для движения энергии, которое эффективно реализует практика тайцзи.

3.

Обе практики работают через тело – это то, что нам понятно, то, что мы чувствуем, то, что может болеть, стареть и умирать, а поэтому тело невозможно игнорировать. Поэтому гимнастический аспект практики во многом связан с оздоровительным эффектом на фоне глубокого расслабления, работы с дыханием, с заменой рефлекторных реакций на осознанные движения, на осознанное восприятие. Опосредованно открываются и очищаются энергетические каналы. Движение энергии не встречает препятствий, за счёт этого происходит естественный процесс оздоровления.

Таким образом, за разными средствами стоит единая цель у обоих практик – самореализация через постижение собственной природы, успокоение ума и очищение своего разума. Обе практики работают через тело, просто немного разными способами и обе идут гораздо дальше.

Смысл занятий – научиться, как, используя понятный и простой инструмент – человеческое тело, которое чувствует всё, что с ним происходит, добраться до того, что внутри, что кажется неуправляемым – к нашим эмоциям и чувствам, к нашему неспокойному уму и идти дальше – к сознанию, к высшему пониманию своего предназначения и его реализации.

Источники:

    1. Чжан Саньфэн, Ван Цзуньюэ Классические тексты о тайцзи (песни тайцзицюань)
    2. Ян Цзюньмин Тайцзицюань. Классический стиль Ян
    3. Сатипаттхана сутта. Основы осознанности.
    4. Патанджали йога-сутры
Корзина0
В корзине нет никаких продуктов!