Тайцзицюань - оздоровительная гимнастика и боевое искусство – Школа Мастера Ши Янбина

Основы тайцзицюань

Искусство тайцзицюань — боевая и оздоровительная система

Китайское боевое искусство тайцзицюань – это одновременно единоборство и гармонизирующая практика. Одновременно с изучением форм тайцзи (таолу – последовательных плавных движений) ученики нарабатывают ценные личностные и духовные качества. Одновременно с работой над усовершенствованием тела человек обучается владеть своими эмоциями, быстро ориентироваться в сложных ситуациях, т.к. тайцзи дает баланс как в теле, так и в душевной сфере. Занятия позволяют улучшить физическое и психическое здоровье, повысить умственную активность.
тайцзи
Тайцзицюань переводится с китайского языка, как «кулак (цюань) великого предела». Неправильно воспринимать тайцзицюань только как оздоровительную систему, мы не должны забывать про цюань (кулак) внутри слова тайцзицюань. Без понимания боевого аспекта тайцзицюань нельзя понять всю его глубину. Однако слово «боевое» в свою очередь не должно отпугивать тех, кто ищет в тайцзицюань  прежде всего здоровье. При изучении тайцзи вам не придется никого бить и самому получать удары. Тайцзи – это интеллигентное искусство, исключающее агрессию.
Оздоровительный эффект — одна из главных мотиваций для занятий. Миллионы людей прилежно осваивают тонкости восточного единоборства для того, чтобы избавиться от болезней и улучшить самочувствие. Если вы были в Китае и видели на площадях утром или вечером сотни людей, которые выполняют плавные медленные движения, то скорее всего вы наблюдали, как они занимаются тайцзицюань.

Занятие по тайцзицюань в Школе Мастера Ши Янбина

баланс

Инь Ян – баланс

Искусство тайцзицюань выравнивает баланс Инь-Ян и помогает:
  • избавиться от беспокойства и бессонницы;
  • сбросить лишний вес;
  • активировать работу желудочно-кишечного тракта;
  • развить координацию движений;
  • восстановить полноценную работу мозга;
  • улучшить работу сердечно-сосудистой системы;
  • укрепить суставы и повысить гибкость позвоночника.
Однако не стоит ожидать оздоровительного эффекта после пары недель занятий. Добиться положительных результатов удается только в результате регулярных тренировок. Обучение предполагает и теорию, и практику. Процесс овладения искусством тайцзицюань включает в себя несколько этапов: совершенствование идет от внешнего к внутреннему.
В основе практик тайцзи лежит поиск баланса. Цель достигается с помощью последовательного повторения медленных плавных движений с соблюдением всех принципов тайцзи. Внутренние принципы тайцзи могут быть незаметны для того, кто сам не занимается, но именно они отличают тайцзи от обычной физической гимнастики.

Мастер Ши Янбин, тайцзицюань, тренировочный сбор в монастыре Шаолинь

Начинающих для поддержания здоровья и укрепления тела отлично подходит комплекс тайцзицюань стиля Ян 24 формы. Выполнение комплекса занимает около 5 минут. Отсутствие силовых и аэробных нагрузок делает его доступным для пожилых и ослабленных людей. Несколько сложнее и насыщеннее стиль Чэнь. В нем плавные движения чередуются с резкими, вращения — с толканиями. Базовым для этого направления боевого искусства тайцзицюань является комплекс «Чэнь 48 форм». Однако можно начинать изучение тайцзи и со стиля Чэнь, это дело вкуса. Менее известны в мире, но также красивы и эффективны стили У и Сунь.
Боевое применение тайцзи – это туйшоу (толкающие руки) — парные упражнения, борьба с противником по определенным правилам туйшоу. Входе взаимодействия с противником вы на практике проверяете, как работают движения из форм (комплексов) тайцзи. Победа в поединке с противником, если он прошел по всем правилам, означает, что вы на правильном пути в понимании внутренних принципов тайцзи.
tui shou

Принципы тайцзицюань

Важнейшее в тайзицюане это то, что это искусство было создано на основе теории Инь и Ян, которая подробно была описана в «И-цзине» – «Книге Перемен» примерно в 1122 году до н. э. Считается, что тайцзицюань был создан Чжан Саньфэном в эпоху Сун, около 1101 г., хотя в разных источниках можно найти разные сведения по этому поводу. Важно не это. Важно понимать истинный смысл тайцзицюань и зачем им стоит заниматься и просто найти хорошего Учителя.

Согласно китайской космологии есть изначальная созидательная сила Вселенной, первичный хаос, из которого возникло все сущее – Узци. Оно бесформенно и бесконечно и может проявиться в мире только через человеческое сознание. Это абсолютный покой. Покой не может существовать без движения, движение не может существовать без покоя. Движение зарождается из центра Узци – это и есть сила Тайцзи, которая разделяет духовную энергию Узци на две полярные противоположности – Инь и Ян. Поэтому занятия тайцзицюань – это соединение энергии и сознания, движения и покоя, верха и низа, левого и правого, чтобы привести в равновесие две противоположные силы – Инь и Ян. Уцзи содержит в себе неисчерпаемый источник всего живого и если мы сможем связать свой ум с этой изначальной энергией, мы поймем смысл нашего существования. Цель занятий – понять и объединить эти две противоположности в нашем теле, как в маленьком кусочке голографической Вселенной, чтобы понять законы «большой» Вселенной. Это высшие ступени практики тайцзицюань. Основа этой практики лежит через разучивание определенных комплексов движений, т. е. через работу с телом, через координированные движения рук и ног, через осознание каждого движения. На первых стадиях самым важным является отстройка, выравнивание и подготовка тела и ума к дальнейшим этапам практики, когда движения комплекса превращаются в динамическую медитацию, а движением тела управляют не мышцы, а внутренняя энергия Ци, направляемая сознанием.

Практика тайцзи – это очень медленная динамика, скоординированные движения рук и ног, которая невозможна без осознания каждого момента движения.

С помощью работы с вниманием и направления нужных усилий человек обучается основным принципам тайцзи. Покой – это состояние Узци или состояние «отсутствия предела». Сознание спокойно, тело расслаблено, ци в энергетическом центре – даньтяне. Когда создается намерение начать движение – это состояние тайцзи, где сразу происходит распределение двух сил Инь и Ян – разделение состояния «отсутствия предела» на состояние «великого предела». Движение и покой, сжатие и растяжение, пустота и наполненность, сила и расслабленность. Это уровень контроля тела. Дальше идет контроль дыхания, контроль ума, контроль ци и последний этап – контроль духа. Сложность в начале занятий – запомнить движения, скоординировать движения рук и ног, связать движения тела с умом, создавать и направлять нужные усилия. Т. е. приходится очень много работать с вниманием, концентрацией, терпением. Во время занятий ум занят отслеживанием каждого движения, поэтому все посторонние процессы просто отключаются, потому что слишком много точек концентрации внимания, на которые тратится энергия. С этим связана первый эффект от занятий – успокоение ума, расслабление тела и укрепление духа.

В тайцзицюань выделяются 13 главных технических элементов, или сил: «8 ворот» и «5 шагов».

8 ворот и 5 шагов тайцзи

«8 ворот»:

    • пэн (отражение),
    • лю (откатывание),
    • цзи (сжимание),
    • ань (толкание),
    • цай (притягивание или захват),
    • ле (раскалывание),
    • чжоу (удар локтём),
    • као (удар плечом)

–  всё это суть 8-ми триграмм (гуа), которые объясняются в Ицзине – «Книге Перемен», в которой содержится математическая философия, объясняющая различные энергетические изменения во Вселенной.

«5 шагов»:

    • цзиньбу (наступление),
    • туйбу (отступление),
    • цзогу (взгляд влево),
    • юпань (взгляд вправо),
    • чжундин (центральное равновесие)

– суть пяти элементов.

Различные взаимодействия Инь и Ян в сочетании с движущий силой Тайцзи порождают возникновение Усин –пяти стихий, т. е. они дают направления этим энергетическим волнам. Поэтому они связаны между собой отношениями усиления и подавления. Этот принцип цикличности можно найти везде в природе.

Отражение, откатывание, нажимание и толкание – это соответственно цянь (небо), кунь (земля), кань (вода), ли (огонь) – четыре направления. Притягивание, раскалывание, удар плечом и удар локтем – это соответственно сунь (ветер), чжэнь (гром), дуй (озеро), гэнь (гора) – четыре угла.

Наступление, отступление, взгляд влево, взгляд вправо, центральное равновесие – это цзинь (металл), му (дерево), шуй (вода), хо (огонь), ту (земля). Все вместе они составляют 13 позиций тайцзицюань, из которых и состоят комплексы, разные по уровню сложности и по длине.

В древние времена, чтобы ученику было проще запомнить основные «правила» и он мог их выучить наизусть, их записывали в краткой форме, где минимум иероглифов и максимум смысла. Непрактикующему понять их смысл невозможно, а практикующему потребуется немало времени для понимания значений этих фраз. Таким образом появились так называемые «песни о тайцзицюань». Вот пример «песни четырех направлений» или четырех основных сил в тайцзицюань:

 

Песни четырёх направлений

Парная форма – Поймать воробья за хвост – Пан-люй-дзи-ань

Песня Пэн

Пэн – словно вода, что поддерживает плывущую лодку.

Сначала опусти Ци в Дяньтянь,

Затем держи голову прямо, как будто она подвешена.

Всё тело пусть будет полно эластичной энергии,

Открывание и закрывание – в один и тот же миг.

Будь тут сила даже в тысячу фунтов,

Всё равно на плаву оставаться легко.

Песня Люй

Дай противнику войти;

Пусть его сила вращает тебя.

Не сопротивляйся, но и не теряй контакта.

Ты должен быть лёгок и ловок.

Пусть его сила развернётся вовсю,

Это значит, что скоро она исчерпается.

Когда его сила опустошится,

Ты можешь дать ему упасть,

А можешь и атаковать, если хочешь,

Но не теряй равновесия

И не давай противнику ни единого шанса

Получить преимущество.

Песня Цзи

Есть два способа применения Цзи.

Прямой способ – с намерением,

«Открывание и закрывание» – в один момент.

Непрямой способ – использовать силу реакции.

Так мяч ударяется о стенку и отскакивает,

Или монета падает на барабан.

Пусть противник будет как монета,

Отскакивающая со звенящим звуком.

Песня Ань

Ань подобно силе речной воды.

Тихо течёт вода, но какая сила скрыта в ней!

Бурный поток трудно остановить.

Волны перекатываются через высокие скалы,

Устремляются вниз, в пустые расщелины.

Вода превозмогает всё!

«Зачем нужно изучать боевое применение, если я не собираюсь драться?» Такой вопрос часто возникает. В принципе, не нужно. Цель – всего лишь отстроить тело согласно законам природы и не мешать ей действовать. Но чтобы понять, отстроил ли ты тело согласно этим законам или только думаешь, что отстроил, боевое применение движений тайцзицюань очень помогает понять и исправить ошибки. Потому что если движение освоено неправильно, сила не пройдет, а значит, не пройдет энергия, которая должна течь свободно для того, чтобы тело было здорово. Поэтому в тайцзицюань существует парная работа – туйшоу – буквально «толкающие руки», цели которой – научиться чувствовать свою силу, научиться чувствовать силу противника, чтобы вовремя перенаправить её в нужном направлении.

На сегодняшний момент существует огромное количество стилей и разветвлений тайцзицюань. Основных, и самых известных, два. Стиль Чэнь и стиль Ян. Едва ли в теории можно понять различия и выбрать подходящий для себя стиль. Главное звено с подобных практиках – хороший учитель. Эти практики невозможно освоить самостоятельно, хотя самостоятельные занятия необходимы для продвижения вперед.

Теория тайцзицюань очень сложна, но, чтобы начать заниматься, не обязательно быть экспертом в Книге Перемен. Теория начинает открывать свои тайны со временем, через практику. И чем больше занимаешься практикой, тем больше понимаешь теорию, потому что это суть одно.

Источники:

    1. Чжан Саньфэн, Ван Цзуньюэ Классические тексты о тайцзи (песни тайцзицюань)
    2. Ян Цзюньмин Тайцзицюань. Классический стиль Ян

Школа тайцзицюань

Школа тайцзицюань Мастера Ши Янбина учит тайцзи в Москве и онлайн. Преподаются стили Ян и Чэнь. Большое внимание уделяется внутренним принципам тайцзи и теории. Обучение тайцзи структурировано по уровням: курс для начинающих  по тайцзи и цигун, курсы  2-4 уровня по тайцзи и цигун, инструкторское обучение.

There are no products