Основы тайцзицюань
Искусство тайцзицюань — боевая и оздоровительная система
Занятие по тайцзицюань в Школе Мастера Ши Янбина
Инь Ян – баланс
- избавиться от беспокойства и бессонницы;
- сбросить лишний вес;
- активировать работу желудочно-кишечного тракта;
- развить координацию движений;
- восстановить полноценную работу мозга;
- улучшить работу сердечно-сосудистой системы;
- укрепить суставы и повысить гибкость позвоночника.
Мастер Ши Янбин, тайцзицюань, тренировочный сбор в монастыре Шаолинь
Принципы тайцзицюань
Важнейшее в тайзицюане это то, что это искусство было создано на основе теории Инь и Ян, которая подробно была описана в «И-цзине» – «Книге Перемен» примерно в 1122 году до н. э. Считается, что тайцзицюань был создан Чжан Саньфэном в эпоху Сун, около 1101 г., хотя в разных источниках можно найти разные сведения по этому поводу. Важно не это. Важно понимать истинный смысл тайцзицюань и зачем им стоит заниматься и просто найти хорошего Учителя.
Согласно китайской космологии есть изначальная созидательная сила Вселенной, первичный хаос, из которого возникло все сущее – Узци. Оно бесформенно и бесконечно и может проявиться в мире только через человеческое сознание. Это абсолютный покой. Покой не может существовать без движения, движение не может существовать без покоя. Движение зарождается из центра Узци – это и есть сила Тайцзи, которая разделяет духовную энергию Узци на две полярные противоположности – Инь и Ян. Поэтому занятия тайцзицюань – это соединение энергии и сознания, движения и покоя, верха и низа, левого и правого, чтобы привести в равновесие две противоположные силы – Инь и Ян. Уцзи содержит в себе неисчерпаемый источник всего живого и если мы сможем связать свой ум с этой изначальной энергией, мы поймем смысл нашего существования. Цель занятий – понять и объединить эти две противоположности в нашем теле, как в маленьком кусочке голографической Вселенной, чтобы понять законы «большой» Вселенной. Это высшие ступени практики тайцзицюань. Основа этой практики лежит через разучивание определенных комплексов движений, т. е. через работу с телом, через координированные движения рук и ног, через осознание каждого движения. На первых стадиях самым важным является отстройка, выравнивание и подготовка тела и ума к дальнейшим этапам практики, когда движения комплекса превращаются в динамическую медитацию, а движением тела управляют не мышцы, а внутренняя энергия Ци, направляемая сознанием.
Практика тайцзи – это очень медленная динамика, скоординированные движения рук и ног, которая невозможна без осознания каждого момента движения.
С помощью работы с вниманием и направления нужных усилий человек обучается основным принципам тайцзи. Покой – это состояние Узци или состояние «отсутствия предела». Сознание спокойно, тело расслаблено, ци в энергетическом центре – даньтяне. Когда создается намерение начать движение – это состояние тайцзи, где сразу происходит распределение двух сил Инь и Ян – разделение состояния «отсутствия предела» на состояние «великого предела». Движение и покой, сжатие и растяжение, пустота и наполненность, сила и расслабленность. Это уровень контроля тела. Дальше идет контроль дыхания, контроль ума, контроль ци и последний этап – контроль духа. Сложность в начале занятий – запомнить движения, скоординировать движения рук и ног, связать движения тела с умом, создавать и направлять нужные усилия. Т. е. приходится очень много работать с вниманием, концентрацией, терпением. Во время занятий ум занят отслеживанием каждого движения, поэтому все посторонние процессы просто отключаются, потому что слишком много точек концентрации внимания, на которые тратится энергия. С этим связана первый эффект от занятий – успокоение ума, расслабление тела и укрепление духа.
В тайцзицюань выделяются 13 главных технических элементов, или сил: «8 ворот» и «5 шагов».
8 ворот и 5 шагов тайцзи
«8 ворот»:
-
- пэн (отражение),
- лю (откатывание),
- цзи (сжимание),
- ань (толкание),
- цай (притягивание или захват),
- ле (раскалывание),
- чжоу (удар локтём),
- као (удар плечом)
– всё это суть 8-ми триграмм (гуа), которые объясняются в Ицзине – «Книге Перемен», в которой содержится математическая философия, объясняющая различные энергетические изменения во Вселенной.
«5 шагов»:
-
- цзиньбу (наступление),
- туйбу (отступление),
- цзогу (взгляд влево),
- юпань (взгляд вправо),
- чжундин (центральное равновесие)
– суть пяти элементов.
Различные взаимодействия Инь и Ян в сочетании с движущий силой Тайцзи порождают возникновение Усин –пяти стихий, т. е. они дают направления этим энергетическим волнам. Поэтому они связаны между собой отношениями усиления и подавления. Этот принцип цикличности можно найти везде в природе.
Отражение, откатывание, нажимание и толкание – это соответственно цянь (небо), кунь (земля), кань (вода), ли (огонь) – четыре направления. Притягивание, раскалывание, удар плечом и удар локтем – это соответственно сунь (ветер), чжэнь (гром), дуй (озеро), гэнь (гора) – четыре угла.
Наступление, отступление, взгляд влево, взгляд вправо, центральное равновесие – это цзинь (металл), му (дерево), шуй (вода), хо (огонь), ту (земля). Все вместе они составляют 13 позиций тайцзицюань, из которых и состоят комплексы, разные по уровню сложности и по длине.
В древние времена, чтобы ученику было проще запомнить основные «правила» и он мог их выучить наизусть, их записывали в краткой форме, где минимум иероглифов и максимум смысла. Непрактикующему понять их смысл невозможно, а практикующему потребуется немало времени для понимания значений этих фраз. Таким образом появились так называемые «песни о тайцзицюань». Вот пример «песни четырех направлений» или четырех основных сил в тайцзицюань:
Песни четырёх направлений
Парная форма – Поймать воробья за хвост – Пан-люй-дзи-ань
Песня Пэн
Пэн – словно вода, что поддерживает плывущую лодку.
Сначала опусти Ци в Дяньтянь,
Затем держи голову прямо, как будто она подвешена.
Всё тело пусть будет полно эластичной энергии,
Открывание и закрывание – в один и тот же миг.
Будь тут сила даже в тысячу фунтов,
Всё равно на плаву оставаться легко.
Песня Люй
Дай противнику войти;
Пусть его сила вращает тебя.
Не сопротивляйся, но и не теряй контакта.
Ты должен быть лёгок и ловок.
Пусть его сила развернётся вовсю,
Это значит, что скоро она исчерпается.
Когда его сила опустошится,
Ты можешь дать ему упасть,
А можешь и атаковать, если хочешь,
Но не теряй равновесия
И не давай противнику ни единого шанса
Получить преимущество.
Песня Цзи
Есть два способа применения Цзи.
Прямой способ – с намерением,
«Открывание и закрывание» – в один момент.
Непрямой способ – использовать силу реакции.
Так мяч ударяется о стенку и отскакивает,
Или монета падает на барабан.
Пусть противник будет как монета,
Отскакивающая со звенящим звуком.
Песня Ань
Ань подобно силе речной воды.
Тихо течёт вода, но какая сила скрыта в ней!
Бурный поток трудно остановить.
Волны перекатываются через высокие скалы,
Устремляются вниз, в пустые расщелины.
Вода превозмогает всё!
«Зачем нужно изучать боевое применение, если я не собираюсь драться?» Такой вопрос часто возникает. В принципе, не нужно. Цель – всего лишь отстроить тело согласно законам природы и не мешать ей действовать. Но чтобы понять, отстроил ли ты тело согласно этим законам или только думаешь, что отстроил, боевое применение движений тайцзицюань очень помогает понять и исправить ошибки. Потому что если движение освоено неправильно, сила не пройдет, а значит, не пройдет энергия, которая должна течь свободно для того, чтобы тело было здорово. Поэтому в тайцзицюань существует парная работа – туйшоу – буквально «толкающие руки», цели которой – научиться чувствовать свою силу, научиться чувствовать силу противника, чтобы вовремя перенаправить её в нужном направлении.
На сегодняшний момент существует огромное количество стилей и разветвлений тайцзицюань. Основных, и самых известных, два. Стиль Чэнь и стиль Ян. Едва ли в теории можно понять различия и выбрать подходящий для себя стиль. Главное звено с подобных практиках – хороший учитель. Эти практики невозможно освоить самостоятельно, хотя самостоятельные занятия необходимы для продвижения вперед.
Теория тайцзицюань очень сложна, но, чтобы начать заниматься, не обязательно быть экспертом в Книге Перемен. Теория начинает открывать свои тайны со временем, через практику. И чем больше занимаешься практикой, тем больше понимаешь теорию, потому что это суть одно.
Источники:
-
- Чжан Саньфэн, Ван Цзуньюэ Классические тексты о тайцзи (песни тайцзицюань)
- Ян Цзюньмин Тайцзицюань. Классический стиль Ян
Школа тайцзицюань
Школа тайцзицюань Мастера Ши Янбина учит тайцзи в Москве и онлайн. Преподаются стили Ян и Чэнь. Большое внимание уделяется внутренним принципам тайцзи и теории. Обучение тайцзи структурировано по уровням: курс для начинающих по тайцзи и цигун, курсы 2-4 уровня по тайцзи и цигун, инструкторское обучение.
Вечерний вводный курс по цигун и тайцзицюань с 09.12.2024
Дневной вводный курс – оздоровительный цигун с 10.12.2024