Шаолинь – Школа Мастера Ши Янбина

Шаолинь

Шаолинь — древний буддистский храм, расположенный на горе Суншань в центре центральной части Китая. Китай中国 – (Zhong guo) срединная страна, получается, что Суншань – это центр в центре.

Сегодня это не только храм, где живут буддистские монахи и постигают искусство кунг-фу, но и популярный туристический объект. Сохранил ли Шаолинь себя, пройдя через разрушение в 1928 году, культурную революцию и безумную популярность 80-х годов двадцатого века после выходя фильма «Храм Шаолинь». Ученики Мастера Ши Янбина ежегодно посещают Шаолинь с 2012 года, встречаются с настоятелем Ши Юньсинем, учатся у монахов, видят жизнь монастыря изнутри. В этой статье мы постарались рассказать о Шаолине, как мы видим его своими глазами. Но начать надо с истории.

История Шаолиня

Всемирно известный в настоящее время монастырь Шаолинь основан в 495 году. Интересно, что основал его вовсе не китаец, а монах из Индии Бхадра (Бато), проповедовавший буддизм. Правящий в те времена император Сяо Вэнь-ди одобрил учение Бато, и при его поддержке началось строительство храма.

Первые ученики Бато

Первым учеником настоятеля стал двенадцатилетний подросток. Согласно хроникам, Бато увидел его, когда тот жонглировал ножным воланом, совершая около 500 ударов ногой без перерыва. Бато был восхищён его умением и сноровкой и взял его к себе в ученики. Впоследствии тот сам стал преподавать ушу.

Второй ученик Бато — Сэнтяо, он с детства занимался ушу для укрепления своего тела, так как не отличался природной крепостью и был очень слаб. Он сам нашёл Бато, ища просветления, которого не мог достичь самостоятельно в течение 10-ти лет в монастыре Цзиньминсы. Несмотря на сомнения, Бато принял ученика, и вскоре он полностью перенял от своего учителя технику самосовершенствования и смысл так называемой сидячей медитации. Впоследствии он и стал преемником патриарха Бато.

Оба ученика преподавали в монастыре ушу и обучали своих учеников не только техникам боя, но и медитации, духовного совершенствования.

На этом моменте нам стоит остановиться и разобраться, почему с самого основания монашеское уединение, поиск просветления были связаны с кунг-фу. Во-первых самозащита была просто вопросом выживания для отшельников. Шаолинь находился в очень глухой местности, монахи могли рассчитывать только на себя, когда надо было дать отпор разбойникам. Кроме разбойников на монахов могли покушаться и законопослушные подданые Поднебесной. В древнем Китае было распространено суеверие, что если съесть кусочек просветленного человека, то ты и сам получишь просветление. Для того, чтобы защититься от людоедства, лучше было изучать боевые искусства параллельно с духовной работой. Возможно это всего лишь мифы о древнем Китае, но издревле духовная делание и боевые искусства были неразрывно связаны. Более того, кунг-фу было не только методом самозащиты, но и способом постичь учение и достичь просветления.

Бодхидхарма и его учение

В 530-х годах в монастыре останавливался Бодхидхарма (Дамо, имя, которое он получил в Китае) — первый патриарх Чань-буддизма. Как и Бато, Дамо тоже пришел из Индии, где был 28-м буддийским патриархом. В Китае он проповедовал буддизм махаяны, который основан на усиленных тренировках, включающих, помимо буддистского учения и медитаций, практику боевых искусств и физических упражнений. Этот опыт он передал монахам Шаолиня, что кардинально изменило течение буддистской практики.

Однако изначально монахам были чужды его наставления: ему пришлось удалиться в близлежащую пещеру, которая по сей день находится неподалёку от храма. Там он провёл около девяти лет, пребывая в сидячей медитации, погрузившись в состояние глубокого самосозерцания.

Сейчас путь от Шаолиня до пещеры Дамо можно пройти за 40-60 минут. Около 40 лет назад появилась комфортабельная лестница с перилами. Каждый год мы пытаемся сосчитать количество ступней до пещеры, их примерно 1255. Подъем к пещере дамо является прекрасной утренней зарядкой. Очень приятно делать цигун комплекс Ицзиньцзин у пещеры его автора.

Долгое время, проведённое в неподвижном состоянии в сырой пещере, пагубно сказалось на физическом состоянии Дамо: его ноги практически не двигались. Благодаря медитативно-духовным практикам и упражнениям, которые мы бы сейчас назвали цигун, ему удалось достаточно быстро вернуть подвижность ног. После этого он смог вернуться и начать преподавать своё учение. Именно его и принято считать основой боевых искусств Шаолиня. Здесь опять духовное и физическое тесно связаны, помогают друг другу, а не являются антагонистами.

Сила духа и способность Дамо к самоисцелению вызвали глубокое уважение у насельников Шаолиня. Однако только двух из них он взял себе в ближайшие ученики. Один позже стал преемником первого патриарха (как его называли последователи). В течение многих лет он обучал своих учеников искусству Чань, в котором сочетались медитативные практики и боевые и оздоровительные упражнения.

Наследие патриарха Дамо, дошедшее до наших дней:

  • принцип «совместного пестования физического и духовного в человеке», отказавшись от аскетизма, ослабляющего тело.
  • Ицзиньцзин, «Трактат об изменении мышц и сухожилий»
  • Сисуйзин, «Комплекс омовения костного мозга»
  • 18 рук архатов – основа шаолиньцюань
  • «два проникновения» – два способа достижения просветления:

первый – путем внутреннего духовного развития и созерцания («духовное проникновение»)

второй – путем совершения практических действий, т. е. «добрых дел» («проникновение посредством действия»).

  • «четыре действия»:

– Не испытывать ненависти и отказаться от плохих поступков.

– Быть послушным карме (следовать обстоятельствам).

– Не иметь сильных желаний.

– Пребывать в согласии со священным законом (Дхарма).

13 монахов, спасших правителя

В 620 году шаолиньские монахи помогли императору Ли Шиминю удержать престол. Спасаясь бегством от войска мятежников под предводительством Ван Шичуня, император упал в реку, которая протекала недалеко от монастыря. Монахи увидели правителя и спасли его, укрыв за монастырскими стенами. Мятежники не оставили преследование правителя и попытались поджечь храм.

Им помешали 13 монахов во главе с Таньцзуном, владевшим уникальной техникой боя с палкой. Остальные жители Шаолиня тоже в совершенстве владели кунг-фу. Они дали отпор войску мятежников и сопроводили Ли Шиминя до его дворца.

В ходе боя Ван Шичуну удалось скрыться, однако монахи настигли его через несколько дней и вступили в ещё одну схватку. Со стороны мятежника бились воины, вооружённые мечами и копьями. Но благодаря навыкам кунг-фу и совершенному владению посохом, насельники Шаолиня вновь разгромили противников и взяли в плен их вожака.

В результате, вернувшись на трон, император позволил организовать монашеское войско, в котором состояли 500 монахов, владеющих ушу. Таньцзун удостоился звания великого полководца, особыми почётными титулами были награждены и другие 12 героев, помогавшие императору. На территории Шаолиня возвели стелу, на которой высекли слова самого Ли Шиминя, свидетельствующие об особых привилегиях монастыря.

Нам повезло. Что эта стела сохранилась после всего, что произошло с монастырем в последующие века. К сожалению это один из немногих подлинных артефактов Шаолиня, дошедших до наших дней.

Кроме этого, в знак признательности за спасение и помощь в удержании трона Ли Шиминь пожаловал храму около 250 гектаров земли. На тот момент храма принадлежало 860 гектар земли, на которых располагалось более 5040 монастырских построек. После была увеличена библиотека, где хранилось более 9500 буддистских трактатов.

Именно с этого момента боевые искусства Шаолиня начали обретать известность во всём Китае, а монахи стали оплотом в восстановлении императорской династии.

Позднее наступил длительный период, когда буддистские последователи подвергались гонениям, а власти страны пытались уничтожить буддизм как религию. Такие периоды в истории повторялись неоднократно и сменялись временами, когда Шаолинь получал поддержку со стороны правителей за их помощь государственной власти в тех или иных вопросах. Однако при всей изменчивости внешней конъектуры Шаолинь всегда оставался собой и шел своей дорогой.

Легендарный мастер Фуху

До IX века исключительно мужчины принимались в монастырь и могли стать монахами Шаолиня. Однако знаменитый монах Фуху, о силе и способностях которого сложено множество легенд, встретил женщину-воительницу, когда возвращался в Шаолинь из монастыря «Белой лошади» (Баймасы). Та испугалась его грозного вида и пустила в него стрелу из лука. Фуху поймал её на лету и бросил обратно в женщину. Едва оцарапанная своей же стрелой, она преклонила колено перед мастером и попросилась в его ученики. Он взял её с собой в монастырь и обучил многим особым техникам, которыми владел сам, а также меткой стрельбе из лука с расстояния в сто шагов.

С 967 года в течение трёх лет Фуху пребывал вне монастыря: вместе со своими лучшими учениками он распространял шаолиньское учение на юге страны. После вернулся в монастырь, чтобы «обрести абсолютный покой». После смерти его похоронили по традициям Шаолиня в Лесу Пагод Талинь.

Четыре дисциплины шаолиньских монахов

Примерно с X века и вплоть до начала XX основой для обучения монахов Шаолиня был курс, состоящий из четырёх дисциплин:

1. Буддизм (фо) — основан на изучении канонов буддизма, правил монастыря, медитативных практик и глубокого созерцания.
2. Бой (у) — физические упражнения для поддержания силы и укрепления тела, практика в боевых искусствах Шаолиня, обучение верховой езде.
3. Медицина (и) — изучение основ массажа, свойств лечебных трав и приготовления бальзамов из них, применения ядов, а также физиологии человека, знания которой использовались не только в бою, но и в самоисцелении.
4. Науки и кульцтуры (вэнь) — изучение литературы и живописи, каллиграфии, занятия стихосложением.

Овладевший всеми четырьмя дисциплинами, поднимался на высшую ступень в учении Шаолиня.

Совершенствование шаолиньского кунг-фу

В X веке настоятелем Шаолиня стал Фюцзюй, при котором навыки монахов значительно возросли. Это стало возможным благодаря 18-ти мастерам, которых настоятель пригласил в монастырь для совершенствования боевой практики. Дело в том, что были очевидны превосходства в боевых искусствах профессиональных армейских инструкторов, преподававших ушу, и некоторых других мастеров вне стен Шаолиня. Поэтому целью Фюцзюя стало совершенствование искусства кунг-фу Шаолиня, которое должно было превысить умения любого мирянина.

Императором в то время был Чжан Куанъинь. Сам хорошо владевший боевыми искусствами, он послал в монастырь военачальников Гао Хуайдэ и Гао Хуэйляна с целью обмена опытом. В результате этого последователи Будды обретали ещё более высокие навыки в бою и могли делиться своим учением созерцания и медитаций.

Так в практике монахов и развивающегося в то время кунг-фу Шаолиня появились новые техники, привнесённые «мирскими» приглашёнными учителями. Все они представляли собой уникальные методики боя кулаком и открытой ладонью, которые позволяли за одно движение обезвредить противника. Всего насчитывалось 18 уникальных приёмов от 18-ти мастеров, которые вошли в регулярную практику Шаолиня. Считается, что они являются отсылкой к знаменитым 18 архатам.

Фуцзюй собрал все эти приёмы воедино, объединив их в общий комплекс тренировок. Овладевшие всеми этими техниками монахи вскоре стали самыми искусными мастерами во всём Китае. Согласно преданиям, им не стало равных ни среди армейских военачальников, ни среди частных мастеров ушу.

Эта история хорошо показывает нам, что в шаолиньском кунг-фу были периоды упадка и рассвета. Открытость монастыря позволяла ему постоянно обогащать шаолиньское кунг-фу приемами народных мастеров и поддерживать свой уровень через века.

Упадок и новый расцвет Шаолиня

Сохранилось очень мало сведений о жизни Шаолиня в период XI-XII веков. Некоторые источники говорят о неоднократно вспыхивающих здесь пожарах. Доподлинно известно, что в начале XIII века наступил период упадка для монастыря, за которым последовал очередной расцвет.

Восстановление храма связывают с появлением мастера кунг-фу Цзюэюаня. Согласно преданиям, когда он появился у ворот Шаолиня, увидел кучи мусора и постройки, выгоревшие почти наполовину в результате пожарищ. Целью его визита было постичь тайны боевых искусств Шаолиня. На тот момент в монастыре было мало монахов, и он поступил в ученики одного из самых умелых — Хунвэня. Он преподавал все четыре дисциплины и обладал огромной силой. Молодого Цзюэюаня он обучил комплексу «18 рук архатов» и глубокой буддистской медитации.

Так как большинство насельников в тот период покинули обитель, и Шаолинь утратил былую славу, Цзюэюань решил вернуть величие храма. Для этого он отправился на поиски великих мастеров, чтобы пригласить их в монастырь преподавать мастерство ушу оставшимся монахам и будущим последователям.

После долгих поисков он встретил человека по имени Ли Соу, которому помог отбиться от банды разбойников. Тот, узнав о цели монаха, поведал ему о мастере, искусно владеющем тайными знаниями ушу — Бай Юнфэне. Вместе они отправились к нему в Лоян. Ли Соу взял с собой сына, и уже через некоторое время, вместе с Бай Юнфэнем, они прибыли в Шаолинь.

Оказалось, что Бай Юнфэн (монашеское имя — Цююэ) действительно владеет тайными знаниями методик шу, которые раскрывались далеко не всем. Он начал преподавать их монахам и самому Цзюэюаню. Источники утверждают, что именно Бай Юнфэн привнёс в кунг-фу Шаолиня методику боя «пяти животных»:

  • Дракон – дух;
  • Тигр – кости;
  • Леопард – сила;
  • Змея – энергия Ци;
  • Журавль – сухожилия;

В дальнейшем появились стили Орла, Богомола, Обезьяны и др., отражающие повадки животных.

После, спустя много лет Цзюэюань создал новую методику, названную «72 руки», в которую входили 72 базовых приёма. Все они основаны на ранее применявшихся 18-ти приёмах, которые были расширены и дополнены. Благодаря этому значительно расширился арсенал монахов Шаолиня.

Благодаря этой большой и кропотливой работе, Цзюэюань заслужил огромную славу, которая была столь велика, что после смерти монахи совершали перед его портретом те же обряды, что и перед ликом Будды.

Шаолинь в период монгольского завоевания

В том же XIII веке Шаолинь вновь ждал разгром: с приходом к власти монгольской династии. Храм был вновь сожжён, и многие монахи ушли, их численность сократилась с нескольких тысяч до чуть более сотни.

В тот период настоятелем стал Фуюй — одна из значимых фигур китайского буддизма и самого монастыря. Первое, что он сделал в должности настоятеля — вернул ушедших монахов и восстановил сгоревшие постройки. С этого момента началось стремительное развитие как самого монастыря, так и боевых искусств Шаолиня.

Одной из заслуг знаменитого Фуюя стала реформация боевых искусств Шаолиня. В первую очередь он адаптировал стиль, которому до этого в монастыре обучались только физические крепкие мужчины, для всех возрастов — от детей до стариков. В этом ему помогали лучшие наставники. В результате он разработал новые комплексы, которые затем переросли в два отдельных стиля: «Кулак долголетия» и «Кулак мягкости».

Именно ему приписывается создание техники боевых приёмов, сочетающих стремительные удары с плавными движениями. Это, по его мнению, помогало регулировать дыхание и очищать сознание. Тем самым, благодаря этим методикам стало возможным одновременно практиковать боевые навыки и дыхательно-медитативную технику. Система, которую создал наставник Фуюй, легла в основу всего последующего развития кунг-фу Шаолиня. Такая система подготовки была названа большой ценностью монастыря: её было запрещено передавать кому-либо вне его стен.

Все великие деяния настоятеля Фуюя увековечены после его смерти на стеле, которая носит его имя и до сих пор хранится в специально отведённом месте — дворе стел.

Таинственный «Зал архатов»

Одна из многочисленных легенд, которыми окутан Шаолинь, повествует о том, что в монастыре есть помещение, именуемое «коридором смерти» или «коридором деревянных людей».

Одна из легенд гласит, что для испытания монахов, желающих выйти за пределы монастыря, использовался большой зал с установленными в нём деревянными манекенами. Всего их было 18. На разных уровнях из них торчали палки, имитирующие руки и ноги, а благодаря специальной пружине, они могли вращаться. Некоторые предания гласят, что «руки» и «ноги» этих деревянных манекенов могли двигаться в произвольном направлении. Тем самым они имитировали противников, нанося испытуемому хаотичные удары. Каждый манекен приводил в движение следующий, таким образом, чем дальше проходил испытуемый, тем больше ударов с разных сторон он получал импровизированными руками и ногами.

Некоторые легенды дополняют этот ритуал ещё одним испытанием: того, кто победил всех деревянных противников, в конце зала ждала больших размеров и раскалённая докрасна курильница, стоящая прямо перед входом так, что к нему нельзя было подойти. Чтобы выйти из зала, испытуемый обхватывал её руками и сдвигал. В этот момент на его предплечьях выжигались символы: сплетение тигра и дракона, а также знак единства инь и ян. Человек, прошедший все эти испытания, мог с почестями выйти через главные ворота храма.

Документального подтверждения этим легендам не сохранилось: предание о страшном зале и проводящихся в нём испытаниях передавались преимущественно устно.

На самом деле в Шаолине действительно есть «Зал архатов» (Лохань тан). Несмотря на многочисленные устрашающие рассказы, это место вполне мирное. Представляет собой тренировочный зал, где уже многие столетия ученики Будды оттачивают своё мастерство. В полу этого зала отчётливо видны сорок восемь углублений. Они появились в результате тренировок монахов, которые отрабатывали специальный удар ногой. Это метод «врастания в землю» — удар такой большой силы, что в результате многократных повторений появились углубления в каменном полу. Возможно, именно здесь ранее находились те самые деревянные манекены, которые традиционно используются в боевых искусствах Шаолиня для отработки ударов.

Период правления династии Мин

В некоторые периоды истории Китая шаолиньские монахи призывались в качестве временной армии для защиты от набегов. Несмотря на мирный нрав монахов и нежелание без нужды вступать в бой, их способности в боевых искусствах высоко ценились. Именно поэтому в период правления династии Мин полководец Ци Цзигуан призвал монашеское войско (сэнбин) для защиты от набегов японских пиратов.

Наряду с ними использовалась помощь и отрядов, которые охраняли деревни: они частично состояли из бродячих монахов, владевших ушу, однако нет доподлинных доказательств того, что кто-либо их них был выходцем Шаолиня. Так, сформированные в XVIII веке отряды миньтуаней сохранились вплоть до XX века.

Однако наиболее прославленными были именно монашеские войска (сэнбин) — в них входили как те, кто постигал боевые искусства Шаолиня, так и бродячие буддистские монахи. Несмотря на то, что в отряде могло быть меньшинство именно выходцев из Шаолиня, они именовались «Шаолиньским воинством».

Шаолинь в период Ихэтуаньского восстания

Наиболее неблагоприятным для буддистских последователей стал период после так называемого Боксёрского восстания в 1899 году. Ихэтуаньское восстание произошло в результате недовольства ихэтуаней вмешательством в различные сферы управления страной извне. Им не нравилось влияние других государств на экономику, политическую жизнь и культуру страны. Под удар попали многие иностранные представительства. Не вполне обоснованно буддистских монахов Шаолиня обвиняли в пособничестве бунтующим и нападении на иностранных миссионеров.

Вскоре восстание переросло в открытую войну против иностранных военных сил, которые в тот период находились в тесном взаимодействии с армией императора. В результате в 1901 году монахи Шаолиня были вынуждены покинуть монастырь. Часть из них рассредоточилась по стране, а многие переселились в другие страны. Не имея никаких других навыков, им ничего не оставалось, как начать делиться своим мастерством с другими. Так стали появляться школы единоборств, сообщества последователей Шаолинь в разных странах мира, в том числе на Западе.

Некоторые из тех, кто ушел из монастыря, сделали неплохую карьеру в армии. Благодаря владению боевыми искусствами, им удавалось дослужиться до высоких чинов. В ходе Второй мировой войны некоторые из них примкнули к партизанским отрядам.

В 1928 году по приказу одного из военачальников Шаолинь был сожжён. В некоторых источниках говорится о том, что огонь бушевал 40 дней. В результате разрушено более 90 % зданий, уничтожена библиотека храма и множество ценных рукописей. Одной из них был трактат Чжан Саньфэна: считалось, что именно его труд стал основополагающим по тайцзицюань.

Возрождение монастыря

Почти полвека Шаолинь пролежал в руинах. После Второй мировой войны на развалинах храма жили всего семь монахов, не имевшие никакой государственной поддержки. Дальнейшие вехи истории Шаолиня:

  • 1966-1976 гг. – культурная революция, борьба с религией. К 1978 г. в Шаолине в нищите жили всего несколько монахов.
  • 1982 г. – выход фильма “Храм Шаолинь”.
  • 1983 г. – Шаолинь объявлен главным национальным буддийским монастырем.

В 80-е годы двадцатого века популярность храма стала расти по экспоненте. Много помогало китайское государство. Старт взрывной популярности был дан фильмом “Храм Шаолинь” с Джетом Ли в главной роли. Есть мнение, что этот успех стал для Шаолиня чуть ли не большим испытанием, чем пожар, но как мы видели за 1500 лет истории храм научился справляться с трудностями.

Не важно, чёрная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей — это хорошая кошка.“ — Дэн Сяопин

В соответствии с этой правительственной идеологией с 80-х годов вокруг Шаолиня появилось много коммерции, лотки с сувенирами начинались прямо от южных ворот. Монахи Шаолиня выступали с кунг-фу представлениями в США, Австралии, Саудовской Аравии, во многих странах Европы. Выручка от представлений шла на восстановление павильонов. Настоятелю Ши Юньсиню стоило многих усилий, чтобы отодвинуть коммерческие объекты от ворот храма, восстановить монашескую жизнь с тренировками по традиционному кунг-фу, семинедельными медитациями в зимнее время, диспутами Чань.

24 мая 2007 г. в Шаолине прошла грандиозная церемония Помоста Трех посвящений, после более чем 300-летнего перерыва. Удалось добиться признания шаолиньского кунг-фу как части мирового нематериального наследия, охраняемого ЮНЕСКО.

 Процесс восстановления Шаолиня, возрождение монашеской жизни, развитие кунг-фу Шаолиня описаны в подробностях от первого лица в книге настоятеля Ши Юньсиня «Шаолинь в моем сердце». Издание книги на русском языке выполнено Школой Мастера Ши Янбина.

Фильм сделал Шаолинь популярным не только внутри Китая, но и в других странах. С 90-х годов двадцатого века культурные центры Шаолиня стали открываться по всему миру. Одним из таких центров и является Школа Мастера Ши Янбина в Москве. Отличить официальный авторизованный культурный центр от просто любительской школы кунг-фу поможет сертификат монастыря Шаолинь за подписью настоятеля.

Храм Шаолинь охраняется государством и признан объектом Мирового Наследия ЮНЕСКО.

В нынешнее время Шаолинь — главная обитель буддизма и знаменитого кунг-фу, которым стремятся овладеть не только монахи, но и послушники из разных уголков страны и мира.

Двери монастыря открыты для новых послушников, доказавших истинность своих стремлений в первую очередь в постижении учения Будды. Большим заблуждением было бы рассматривать Шаолинь как школу боевых искусств. Это место для постижения Чань. Поэтому нельзя «поступить» в Шаолинь, чтобы просто изучать боевые искусства.

Обеты послушников и монахов

  • 5 обетов ученика;
  • 10 обетов шраманера – послушников или монахов моложе 20 лет;
  • 250 обетов бхикку – высшая степень монашеского посвящения;
  • обеты бодхисаттвы;

Современная территория Шаолинь

Точный адрес монастыря: Китай, провинция Хэнань, область Чженчжоу, Дэнфэн, шоссе Дэнфэн, примерно в 15 километрах от города Дэнфэн. Сам храм находится внутри охраняемой заповедной зоны – огромной зеленой территории с горными вершинами, озерами, водопадами. Кроме Шаолиня в ней расположен Лес пагод, вершина с пещерой Дамо, отели, коммерческие постройки.

Карта Шаолинь                                     

Cовременный храм Шаолинь находится в своих древних границах, он очень уютный и компактный, площадь 57 600 квадратных метров (360 метров в длину и 160 метров в ширину). Внешние стены храма образуют четкий прямоугольник. Согласно классическому китайскому принципу организации пространства, внутри территория разделена дворики правильной прямоугольной формы. Первый двор начинается сразу за знаменитыми южными воротами, далее с юга на север поднимаются еще 6 дворов. В каждом дворе есть центральный павильон и боковые (западные и восточные) строения. Все строения располагаются симметрично, относительно центральной оси с юга и север.

Карта города
Фото № 1
blank
Фото № 2
Фото № 3
Фото № 3

Лес Пагод Талинь

Недалеко от стен монастыря расположен крупный мемориальный комплекс — Лес Пагод Талинь. Здесь покоятся настоятели и наиболее выдающиеся монахи Шаолиня.

Это сакральное место является ещё и удивительным архитектурным объектом. Более 250 надгробных сооружений представляют собой ступы, в высоту достигающие 15-ти метров. Все они принадлежат к разным периодам истории: некоторые датируются 791 годом, другие построены в период правления династии Цин (до 1912 года).

Несмотря на своё название — пагода — внутри таких ступ не могут находиться люди. Они имеют различную форму: 4-х и 6-угольные, округлые или конусовидные. Некоторые выполнены в форме колонн или ваз. Вместе они представляют уникальную единую концепцию, представляющую большой научный интерес. Большинство из этих сооружений увенчаны барельефами с надписями.

Настоятель Ши Юнсинь

В настоящее время настоятелем монастыря является Ши Юньсинь (мирское имя — Лю Инчен). Он поступил послушником в Шаолинь в возрасте шестнадцати лет. Вместе с тем он обучался в различных школах и в возрасте 22 лет стал наследником аббата Шаолиня. По вопросу назначения его на должность настоятеля в 1999 году (19-20 августа) проводилось собрание Дхармы.

В течение нескольких лет Ши Юньсинь добивался снижения входной платы в монастыри и священные места, считая их дарованными человечеству природой. В результате ему удалось добиться полной отмены платы за входные билеты для буддистов в нескольких регионов и работа в этом направлении ещё продолжается.

Подробнее https://shiyanbin.ru/nastoyatel-monastyrya-shaolin/

Повседневная жизнь монахов Шаолиня

Наиболее частый вопрос о монастыре Шаолинь – это что едят и какой распорядок дня имеют монахи. Это безусловно любопытно, хотя гораздо интереснее спрашивать насельников Шаолиня о том, что такое Чань и как достичь просветления. Ученики Мастера Ши Янбина, ежегодно посещая Шаолинь имеют возможность задать вопросы монахам и высшему священноначалию обители Чань (Читайте расшифровку беседы с Ши Янлином).

Однако начнем с простых вопросов. Распорядок дня монахов Шаолиня:

5:00 Подъем (по утреннему колоколу)
5:30 Утренняя служба
6:30 Завтрак
7:00 Повседневные послушания, обучение
11:30 Обед
16:30 Вечерняя служба
17:30 Лекарство (ужин)
21:00 Уединение (вечерний барабан)

Когда согласно этому расписанию монахи практикуют кунг-фу? Организованные тренировки проводят для молодых послушников или приглашенных студентов. Обычно тренировки проходят после завтрака и после обеда. Сами монахи тренируются в частном порядке или небольшими группами, когда готовятся к выступлениям. Такие занятия часто скрыты от глаз братии, не говоря уже о гостях Шаолиня, и часто проходят на рассвете или после заката солнца.

Что едят монахи Шаолиня

Монахи в монастыре не принимают животной пищи. Завтрак составляет жидкая каша из кукурузной крупы, паровая булочка матоу, острые овощи и острые приправы. На обед часто идет суп из водорослей и грибов, тушеные овощи, тофу, острые приправы, орешки, все те же паровые булочки. Многие монахи стараются избегать ужина, и принимают его как лекарство только в случае необходимости восстановления сил. На ужин доедают то, что осталось от обеда. Летом в Шаолиня очень жарко и на столах появляются арбузы.

Вся эта пища очень простая, но легкая, вкусная и питательная. Каждый год мы упрашиваем братию монастыря удостоится чести совместной трапезы. Это сильное и прекрасное впечатление.

За трапезой монахи должны соблюдать духовные правила: благодарить за пищу и думать о ее происхождении, размышлять, достойны ли мы еды сегодня, избегать жадности, рассматривать пищу, как средство для поддержания жизни и принимать ее ради достижения просветления. https://shiyanbin.ru/monastyrskie-pravila/

Искусство боя как способ постичь Дзен

Боевые искусства Шаолиня — это не тренировки навыков боя в чистом виде. Это в первую очередь тренировка внутреннего «я», собственного сознания для достижения гармонии внутри себя и со всем окружающим миром.

Совокупность всех тренировок и практик в школе Шаолиня направлено на постижение Чань, достижение состояния внутренней и внешней гармонии. При этом значительно возрастает внутренняя энергия и сила, но вместе с тем и способность контролировать, управлять этой силой не во вред, а во благо.

Даже само понятие «шаолиньское кунг-фу» в переводе обозначает «результат упорных занятий в духе Чань». Именно поэтому в основе обучения лежат медитативные практики, которые призваны погасить мирские эмоции и стремления (в частности, превосходить других) для достижения Чань (Дзен).

Только в состоянии полного покоя и равновесия буддистские последователи занимаются упражнениями, тренирующими силу, выносливость и оттачивающие навыки боя. В каждом движении присутствует смысл нападения и защиты, основанный на главном правиле буддизма: не причинять вреда живому.

Основные принципы кунг-фу Шаолиня

  • chán wǔ hé yī (禅武合一) – “Чань и кунг-фу неразделимы”;
  • каждый удар – это умный удар. Умный – значит внутри есть Чань”;
  • монахи Шаолиня не должны нападать первыми, применять кунг-фу можно только для защиты;
  • синтез действия и бездействия, баланс инь и ян, союз внешней силы и духа;
  • теория шести соответствий: руки-ноги, локти-колени, плечи-таз, ум-намерение, намерение-ци, ци-сила.

Как попасть в монастырь Шаолинь

Школа цигун и кунг-фу Шаолиня Мастера Ши Янбина организует ежегодня тренировочный сбор. Это прямая возможность попасть на тренировки к действующим монахам-наставникам и впитать мудрость Чань и ценность кунг-фу Шаолиня.

Пока ничего нет