Монастырские правила – Школа Мастера Ши Янбина

Монастырские правила

 

Приветствие (Вэн сюнь)
Традиционное монашеское приветствие и прощание выполняется следующим образом: нужно встать, слегка наклонившись вперед и сложить ладони напротив груди. Традиционно иерархия монашеских общин следовала годами установленному порядку, единому для всех монахов, независимо от их возраста. Однако, для мирян, приветствующих монахов, не существует никаких установленных правил, какими бы ни были их профессия и культурная подготовка. Это жест, принятый во многих религиях, который помогает контролировать ум и проявлять уважение к другому человеку.

Ритуал поклонения Будде (Ли фо)
Ch-13_Ritual Budde_2
Войдя в зал монастыря, буддийские монахи, миряне-буддисты и верующие обычно совершают ритуальное поклонение Будде. Если в зале уже присутствуют монахи, то чтобы не нарушать порядок, присоединитесь к ним после выполнения приветствия (по-китайски вэн сюнь — ритуальный поклон со сложенными ладонями напротив груди).

Ритуальное поклонение выполняется следующим образом:

  • Встаньте перед ковриком и держите сложенные ладони напротив груди, слегка наклонитесь вперед;
  • Переместите правую ладонь в направлении вниз и поместите ее недалеко от центра коврика, одновременно наклоняйтесь вниз, колени врозь;
  • Переместите и положите левую ладонь возле левого верхнего края коврика;
  • Переместите правую ладонь из центра в правый верхний край коврика, параллельно левой ладони;
  • Коснитесь головой пространства на коврике между ладонями; поверните обе ладони вверх, словно обнимаете стопы Будды;
  • Согните пальцы, а затем переверните их; поднимите голову от коврика;
  • Переместите правую ладонь обратно в среднюю часть коврика; поднимите левую ладонь вверх к передней части груди;
  • Встаньте и переместите правую ладонь обратно к передней части груди; соедините ладони и отдайте дань уважения Будде. Повторите три раза.

Поклонение Будде заканчивается традиционным ритуалом буддийского приветствия. Стоя со сложенными ладонями перед грудью, положите правую ладонь поверх левой, сложенные ладони медленно поднимайте вверх до бровей; затем переместите руки вниз и оставьте правую руку поверх левой, ладонями вверх, большие пальцы соприкасаются и образуют круг (это типичный жест, называемый медитативным жестом или самадхи-мудрой). После этого сделайте один поклон статуе Будды, слегка наклонив голову, и спокойно покиньте зал.

Простирание пятью частями тела (у ти тоу ди)
Ритуал «коснуться земли пятью частями тела» или «пять точек поклонения» выполняется следующим образом: нужно опустить, как бы бросить тело вперед, вытянуться во весь рост, перенести обе руки на макушку, касаясь пола пальцами ног, коленями и лбом. Это наиболее почитаемая форма простираний, ритуал, который очень уважали и практиковали в древнем индийском буддизме.

Мудры (жесты рук)

Ch-11_Mudra_4
Ch-11_Mudra_6
Ch-11_Melhf_2
Ch-11-Mudra_3
Ch_11_Mudra_5

Мудры — это жесты рук, символизирующие божественные проявления. У статуй Будды руки всегда расположены в определенной позиции. Это простой способ указать верующим на суть и назначение изображения Будды. Мудры также используются монахами в духовных медитативных практиках и концентрации. Например, Амитабха мудра, которая также называется Дхьяна мудра – это жест абсолютного баланса, медитативного состояния, в котором правая рука лежит на левой ладони и кончики больших пальцев соприкасаются; Вайрочана мудра, также называемая Уттарабодхи, часто встречается в изображениях Вайрочана Будды: в этой мудре большие и указательные пальцы обеих рук вытянуты и соприкасаются кончиками, а остальные пальцы переплетаются.

Сжигание благовоний (Шан сиан)

Ch_12_Blagovonia

Сжигая благовония, выполните следующий ритуал:
Зажмите ароматическую палочку между большими и указательными пальцами обеих рук, остальные пальцы сложены; поднимите палочку горизонтально к бровям, указывая зажженным концом в сторону статуи Будды; молча совершайте молитву во время подношения каждой палочки благовония.

Консультация (Чин и)
На китайском это звучи как «чин и», и дословно означает «консультация». Это означает, что ученик спрашивает совета у уважаемого мастера о дальнейших действиях после обучения.

Обращение
Не обращайтесь к уважаемому мастеру по имени. Узнайте у уважаемого мастера его буддийское имя, спросив: «Могу я узнать Ваше имя в Дхарме?». Не очень уместно использовать буддийское имя напрямую, обязательно нужно добавить «уважаемый», «мастер», «уважаемый мастер» или «почтенный». Когда обращаетесь к уважаемому мастеру, то о себе следует сказать не «я», а «ученик» или «последователь».

Правила поведения в залах монастыря
Перед входом в монастырь очистите тело и ум, вымойте руки. Не разговаривайте о мирских делах и не шумите в залах монастыря. Не сидите в залах, за исключением практики чань-медитации. Не трогайте ритуальные предметы в зале Махавира. Войдя в зал Махавира, отдайте дань уважения Будде (сразу при входе в зал).  Положите правую руку поверх левой и выполните Амитабха-мудру. Расслабьте руки, опустите взгляд и сосредоточьтесь на тишине ума. Если у вас остались излишки после сжигания благовоний, отдайте их уважаемому мастеру, отвечающему за лампады и светильники. После службы выходите из зала по очереди, а не толпой.

Правила в зале Дхармы
Присутствуя во время произнесения речи или наставлений в зале Дхармы или Лекционном зале, сидите или стойте прямо, с поднятой головой. Не разглядывайте все вокруг. Если кашляете, прикрывайте рот платком или рукавом.

Правила поведения в Вегетарианском зале
Гуо тан (прием пищи)
Гуо тан — это китайский термин, используемый для описания монашеской традиции   приема пищи в Вегетарианском зале. Утром и днем монахи приходят в Вегетарианский зал для совместной трапезы.

Пять размышлений во время еды
Вегетарианский зал также называется залом Пяти размышлений, поскольку буддисты по время еды всегда соблюдают традицию «пяти размышлений во время еды».

  • Мы размышляем о тех усилиях, которые были приложены к тому, чтобы эта еда пришла к нам;
  • Мы размышляем о нашей добродетели и практике, и о том, достойны ли мы данного предложения [еды];
  • Мы считаем, что жадность является препятствием к свободе ума;
  • Мы расцениваем эту еду как лекарство для поддержания нашей жизни;
  • Мы сейчас получаем эту пищу ради просветления.

Правила поведения в Обеденном зале
Проявляйте вежливость в Обеденном зале и предлагайте почетные места другим людям, особенно старшим монахам.
Перед тем, как приступить к еде, повторите вслух предложенную мантру; сначала предложите еду трем драгоценностям (Будда, Дхарма и Сангха), затем животным и голодным духам.
Не разговаривайте во время обеда. Сидите ровно и ешьте медленно.
Будьте внимательны к еде, держа миску правильно.
Ешьте суп медленно и без шума.
Не скребите и не вылизывайте миски во время приема пищи.
Не гремите посудой.
Ешьте умеренно, и так, чтобы на тарелке еды не оставалось.
Прикрывайте рот рукавом, когда пользуетесь зубочисткой.

Перевод: Ирина Брызгалина, редактор Марина Горяева.

There are no products