Истоки Чань
Мастер Бодхидхарма положил начало традиции чань-буддизма в Китае. Основные принципы чань-буддизма сводятся к следующему: обращаться напрямую к духовной сущности человека, использовать передачу вне слов, не опираясь на какие-либо писания.
Благодаря усилиям второго патриарха Хуэйкэ, третьего патриарха Сэнцянь, четвертого патриарха Даосинь, пятого патриарха Хунчжэнь и шестого патриарха Хуэйнэн, учение Чань стало крупнейшей школой буддизма в Китае. В результате, Бодхидхарма был удостоен звания первого патриарха чань-буддизма, и Шаолинь стал известен как монастырь, в котором зародился чань-буддизм.
Родословная
Ниже приводится родословная линия китайской традиции Чань, которая начинается от двадцати восьми индийских патриархов и продолжается шестью китайскими патриархами. Они передают учение Дхармы из поколения в поколение по непрерывной линии со времен Будды, обеспечивают и оберегают истинность линии передачи учения.
- Махарашьяпа
- Ананда
- Шанаваса
- Упагупта
- Дхритика
- Миччака
- Васумитра
- Буддхананда
- Буддхамитра
- Паршава
- Пуньяяшас
- Ашвагхоша
- Капимала
- Нагарджуна
- Канадэва
- Рахулата
- Сандхананди
- Сангхаяшас
- Кумаралата
- Джаята
- Васубандху
- Манура
- Хамлекаяшас
- Шимха
- Башасита
- Пунямитра
- Праджнятара
- Бодхидхарма (28-й индийский патриарх, первый китайский патриарх Чань).
Китайский чань-буддизм
Первый патриарх: Бодхидхарма
Второй патриарх: Хуэйкэ
Третий патриарх: Сэнцянь
Четвертый патриарх: Даосинь
Пятый патриарх: Хунчжэнь
Шестой патриарх: Хуэйнэн
Учение китайского чань-буддизма, привнесенного первым патриархом Бодхидхармой и продолженное его пятью последователям, непрерывно и успешно развивается до сих пор.
Учение
Чань-буддизм продолжил древние традиции Чань, в которых при специальной передаче важно было не опираться на писания и догмы, а акцентировать внимание на понимании человеческой природы, на возможности получить внезапное просветление. Это было основано на убеждении в том, что природа всех явлений – непостоянство. Основополагающими текстами учения Чань были: Сутра сердца, Алмазная сутра, Сутра совершенного просветления, Шурангама сутра, Ланкаватара-сутра, Сутра Вималакирти и Сутра помоста шестого патриарха.
Существуют разные виды практики Чань: Шравакаяна, что означает: колесница шраваков – слушателей или последователей, достигающих просветления в результате слушания учения Будды; Бодхисаттваяна – колесница Бодхисаттвы, это свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы (махаяна), достижение просветления и помощь всем существам в достижении просветления, постепенное достижение просветления и внезапное достижение просветления.
Что касается практики Чань, то наиболее известной является школа Чань, которая продолжает древние китайские традиции передачи, не опираясь на писания и догмы, а акцентируя внимание на постижении человеческой природы в процессе достижения внезапного просветления. В ходе распространения Чань, учение было разделено на Пять домов и Семь сект, и обычно сочеталось с учением Школы Чистой Земли (школа буддизма Махаяны, ветвь дальневосточного буддизма).
Монастырские обязанности
Для управления монастырем была создана организационная система, возглавляемая настоятелем, и разделенная на несколько зон ответственности, закрепленных за разными монастырскими чинами. Четверо старших (монахов) подчиняются настоятелю и именуются: главный старейшина, старейшина западного зала, старейшина зала (в конце монастыря) и старейшина зала Чань. Обычно эти позиции занимают старшие монахи, чтобы помогать настоятелю вести дела монастыря. Вместе с настоятелем они являются руководящим органом монастыря.
Настоятель (Фан чжан)
Настоятель, глава монастыря, занимается всеми делами внутри и за пределами монастыря, а также считается духовным наставником монахов.
Главный старейшина (Шоу цзуо)
Главный старейшина – следующий по статусу после настоятеля, помогает настоятелю в управлении монастырем. Главный старейшина, обычно очень почитается монахами монастыря, он следит за выполнением буддийских правил и наказывает нарушителей.
Старейшина западного зала (Си тан)
Старейшина западного зала подчиняется главному старейшине и традиционно назначается очень почтенными и уважаемыми монахами монастыря. В обязанности старейшины западного зала входит руководство монахами монастыря в качестве учителя, поддержание и развитие буддийского учения и дисциплины.
Старейшина зала [в конце монастыря] (Хоу Тан)
Старейшина этого зала назначается в качестве помощника старейшины западного зала монастыря для обучения монахов буддийским принципам и теории. Старейшина зала [в конце монастыря] редко занимается повседневными задачами, за исключением временных поручений, данных настоятелем.
Старейшина зала Чань (Тянь чжу)
Старейшина зала является главой зала Чань. Он играет важную роль в монастыре, в его обязанности входит чтение проповедей и наставление всех монахов монастыря.
Восемь внутренних подразделений монастыря
Под руководством настоятеля и четырех старейшин находятся восемь видов монастырских должностей с различными функциями. Это – управляющий (Цзян юань), администратор (Чжи кэ), наблюдатель (Вэй нуо), главный распорядитель (Диан цзо), ответственный за приют для странствующих монахов (Ляо юань), конторский персонал (Йи бо), секретариат (Шу цзи) и отряд сторожевой охраны (Сенг чжи). Эти управления и функции могут быть очень различны в зависимости от культурных традиций разных монастырей.
Пересечение реки Янцзы на стебле тростника
Бодхидхарма родился в южной Индии в касте брахманов и был учеником Праджнятара, 27-го патриарха так называемого примитивного индийского буддизма. Он получил знания о буддизме, а затем провел три года в Гуанчжоу, приехав туда в период правления Южной династии (520~527 н.э.). История гласит, что Бодхидхарма был тепло принят императором династии Лян, который был искренним приверженцем школы Хинаяны («малая колесница») и попросил у него аудиенции. После встречи с императором Бодхидхарма покинул дворец и направился на север через реку Янцзы. На берегу реки он встретил старушку и попросил у нее стебель тростника. Затем он бросил его в реку, легко вспрыгнул на него и достиг противоположного берега. Говорят, что старушка была воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары и явилась, чтобы помочь Бодхидхарме пересечь Янцзы.
Один цветок с пятью лепестками
После Бодхидхармы и пяти сменявших друг друга патриархов чань-буддизм процветал и развивался в пяти школах: Гуйян, Линьцзы, Цаодун, Фаянь и Юньмэнь. Таким образом, выражение «один цветок с пятью лепестками» часто упоминается для образного выражения о процветании Чань в пяти школах Китая.
Перевод: Ирина Брызгалина, редактор Марина Горяева.