Монастырь Шаолинь
Шаолинь — древний буддистский храм, расположенный на горе Суншань в центре центральной части Китая. Китай中国 – (Zhong guo) срединная страна, получается, что Суншань – это центр в центре.
Сегодня это не только храм, где живут буддистские монахи и постигают искусство кунг-фу, но и популярный туристический объект. Сохранил ли Шаолинь себя, пройдя через разрушение в 1928 году, культурную революцию и безумную популярность 80-х годов двадцатого века после выходя фильма «Храм Шаолинь». Ученики Мастера Ши Янбина ежегодно посещают Шаолинь с 2012 года, встречаются с настоятелем Ши Юнсинем, учатся у монахов, видят жизнь монастыря изнутри. В этой статье мы постарались рассказать о Шаолине, как мы видим его своими глазами. Но начать надо с истории.
✎ История монастыря
- Основание монастыря
- Первые ученики Бато
- Бодхидхарма и его учение
- 13 монахов, спасших правителя
- Легендарный мастер Фуху
- Совершенствование шаолиньского кунг-фу
- Упадок и новый расцвет Шаолиня
- Шаолинь в период монгольского завоевания
- Период правления династии Мин
- Шаолинь в период Ихэтуаньского восстания
- Возрождение монастыря
Всемирно известный в настоящее время монастырь Шаолинь основан в 495 году. Интересно, что основал его вовсе не китаец, а монах из Индии Бхадра (Бато), проповедовавший буддизм. Правящий в те времена император Сяо Вэнь-ди одобрил учение Бато, и при его поддержке началось строительство храма.
Второй ученик Бато — Сэнтяо, он с детства занимался ушу для укрепления своего тела, так как не отличался природной крепостью и был очень слаб. Он сам нашёл Бато, ища просветления, которого не мог достичь самостоятельно в течение 10-ти лет в монастыре Цзиньминсы. Несмотря на сомнения, Бато принял ученика, и вскоре он полностью перенял от своего учителя технику самосовершенствования и смысл так называемой сидячей медитации. Впоследствии он и стал преемником патриарха Бато.
Оба ученика преподавали в монастыре ушу и обучали своих учеников не только техникам боя, но и медитации, духовного совершенствования.
На этом моменте нам стоит остановиться и разобраться, почему с самого основания монашеское уединение, поиск просветления были связаны с кунг-фу. Во-первых самозащита была просто вопросом выживания для отшельников. Шаолинь находился в очень глухой местности, монахи могли рассчитывать только на себя, когда надо было дать отпор разбойникам. Кроме разбойников на монахов могли покушаться и законопослушные подданые Поднебесной. В древнем Китае было распространено суеверие, что если съесть кусочек просветленного человека, то ты и сам получишь просветление. Для того, чтобы защититься от людоедства, лучше было изучать боевые искусства параллельно с духовной работой. Возможно это всего лишь мифы о древнем Китае, но издревле духовная делание и боевые искусства были неразрывно связаны. Более того, кунг-фу было не только методом самозащиты, но и способом постичь учение и достичь просветления.
В 530-х годах в монастыре останавливался Бодхидхарма (Дамо, имя, которое он получил в Китае) — первый патриарх Чань-буддизма.
Как и Бато, Дамо тоже пришел из Индии, где был 28-м буддийским патриархом. В Китае он проповедовал буддизм махаяны, который основан на усиленных тренировках, включающих, помимо буддистского учения и медитаций, практику боевых искусств и физических упражнений. Этот опыт он передал монахам Шаолиня, что кардинально изменило течение буддистской практики.
Однако изначально монахам были чужды его наставления: ему пришлось удалиться в близлежащую пещеру, которая по сей день находится неподалёку от храма. Там он провёл около девяти лет, пребывая в сидячей медитации, погрузившись в состояние глубокого самосозерцания.
Сейчас путь от Шаолиня до пещеры Дамо можно пройти за 40-60 минут. Около 40 лет назад появилась комфортабельная лестница с перилами. Каждый год мы пытаемся сосчитать количество ступней до пещеры, их примерно 1255. Подъем к пещере дамо является прекрасной утренней зарядкой. Очень приятно делать цигун комплекс Ицзиньцзин у пещеры его автора.
Долгое время, проведённое в неподвижном состоянии в сырой пещере, пагубно сказалось на физическом состоянии Дамо: его ноги практически не двигались. Благодаря медитативно-духовным практикам и упражнениям, которые мы бы сейчас назвали цигун, ему удалось достаточно быстро вернуть подвижность ног. После этого он смог вернуться и начать преподавать своё учение. Именно его и принято считать основой боевых искусств Шаолиня. Здесь опять духовное и физическое тесно связаны, помогают друг другу, а не являются антагонистами.
Сила духа и способность Дамо к самоисцелению вызвали глубокое уважение у насельников Шаолиня. Однако только двух из них он взял себе в ближайшие ученики. Один позже стал преемником первого патриарха (как его называли последователи). В течение многих лет он обучал своих учеников искусству Чань, в котором сочетались медитативные практики и боевые и оздоровительные упражнения.
Наследие патриарха Дамо, дошедшее до наших дней:
- принцип «совместного пестования физического и духовного в человеке», отказавшись от аскетизма, ослабляющего тело.
- Ицзиньцзин, «Трактат об изменении мышц и сухожилий»
- Сисуйзин, «Комплекс омовения костного мозга»
- 18 рук архатов – основа шаолиньцюань
- «Два проникновения»
– два способа достижения просветления:
– первый – путем внутреннего духовного развития и созерцания («духовное проникновение»)
– второй – путем совершения практических действий, т. е. «добрых дел» («проникновение посредством действия»).
«Четыре действия»:
- Не испытывать ненависти и отказаться от плохих поступков.
- Быть послушным карме (следовать обстоятельствам).
- Не иметь сильных желаний.
- Пребывать в согласии со священным законом (Дхарма).
В 620 году шаолиньские монахи помогли императору Ли Шиминю удержать престол. Спасаясь бегством от войска мятежников под предводительством Ван Шичуня, император упал в реку, которая протекала недалеко от монастыря. Монахи увидели правителя и спасли его, укрыв за монастырскими стенами. Мятежники не оставили преследование правителя и попытались поджечь храм.
Им помешали 13 монахов во главе с Таньцзуном, владевшим уникальной техникой боя с палкой. Остальные жители Шаолиня тоже в совершенстве владели кунг-фу. Они дали отпор войску мятежников и сопроводили Ли Шиминя до его дворца.
В ходе боя Ван Шичуну удалось скрыться, однако монахи настигли его через несколько дней и вступили в ещё одну схватку. Со стороны мятежника бились воины, вооружённые мечами и копьями. Но благодаря навыкам кунг-фу и совершенному владению посохом, насельники Шаолиня вновь разгромили противников и взяли в плен их вожака.
В результате, вернувшись на трон, император позволил организовать монашеское войско, в котором состояли 500 монахов, владеющих ушу. Таньцзун удостоился звания великого полководца, особыми почётными титулами были награждены и другие 12 героев, помогавшие императору. На территории Шаолиня возвели стелу, на которой высекли слова самого Ли Шиминя, свидетельствующие об особых привилегиях монастыря.
Нам повезло. Что эта стела сохранилась после всего, что произошло с монастырем в последующие века. К сожалению это один из немногих подлинных артефактов Шаолиня, дошедших до наших дней.
Кроме этого, в знак признательности за спасение и помощь в удержании трона Ли Шиминь пожаловал храму около 250 гектаров земли. На тот момент храма принадлежало 860 гектар земли, на которых располагалось более 5040 монастырских построек. После была увеличена библиотека, где хранилось более 9500 буддистских трактатов.
Именно с этого момента боевые искусства Шаолиня начали обретать известность во всём Китае, а монахи стали оплотом в восстановлении императорской династии.
Позднее наступил длительный период, когда буддистские последователи подвергались гонениям, а власти страны пытались уничтожить буддизм как религию. Такие периоды в истории повторялись неоднократно и сменялись временами, когда Шаолинь получал поддержку со стороны правителей за их помощь государственной власти в тех или иных вопросах. Однако при всей изменчивости внешней конъектуры Шаолинь всегда оставался собой и шел своей дорогой.
До IX века исключительно мужчины принимались в монастырь и могли стать монахами Шаолиня. Однако знаменитый монах Фуху, о силе и способностях которого сложено множество легенд, встретил женщину-воительницу, когда возвращался в Шаолинь из монастыря «Белой лошади» (Баймасы). Та испугалась его грозного вида и пустила в него стрелу из лука. Фуху поймал её на лету и бросил обратно в женщину. Едва оцарапанная своей же стрелой, она преклонила колено перед мастером и попросилась в его ученики. Он взял её с собой в монастырь и обучил многим особым техникам, которыми владел сам, а также меткой стрельбе из лука с расстояния в сто шагов.
С 967 года в течение трёх лет Фуху пребывал вне монастыря: вместе со своими лучшими учениками он распространял шаолиньское учение на юге страны. После вернулся в монастырь, чтобы «обрести абсолютный покой». После смерти его похоронили по традициям Шаолиня в Лесу Пагод Талинь.
В X веке настоятелем Шаолиня стал Фюцзюй, при котором навыки монахов значительно возросли. Это стало возможным благодаря 18-ти мастерам, которых настоятель пригласил в монастырь для совершенствования боевой практики. Дело в том, что были очевидны превосходства в боевых искусствах профессиональных армейских инструкторов, преподававших ушу, и некоторых других мастеров вне стен Шаолиня. Поэтому целью Фюцзюя стало совершенствование искусства кунг-фу Шаолиня, которое должно было превысить умения любого мирянина.
Императором в то время был Чжан Куанъинь. Сам хорошо владевший боевыми искусствами, он послал в монастырь военачальников Гао Хуайдэ и Гао Хуэйляна с целью обмена опытом. В результате этого последователи Будды обретали ещё более высокие навыки в бою и могли делиться своим учением созерцания и медитаций.
Так в практике монахов и развивающегося в то время кунг-фу Шаолиня появились новые техники, привнесённые «мирскими» приглашёнными учителями. Все они представляли собой уникальные методики боя кулаком и открытой ладонью, которые позволяли за одно движение обезвредить противника. Всего насчитывалось 18 уникальных приёмов от 18-ти мастеров, которые вошли в регулярную практику Шаолиня. Считается, что они являются отсылкой к знаменитым 18 архатам.
Фуцзюй собрал все эти приёмы воедино, объединив их в общий комплекс тренировок. Овладевшие всеми этими техниками монахи вскоре стали самыми искусными мастерами во всём Китае. Согласно преданиям, им не стало равных ни среди армейских военачальников, ни среди частных мастеров ушу.
Эта история хорошо показывает нам, что в шаолиньском кунг-фу были периоды упадка и рассвета. Открытость монастыря позволяла ему постоянно обогащать шаолиньское кунг-фу приемами народных мастеров и поддерживать свой уровень через века.
Сохранилось очень мало сведений о жизни Шаолиня в период XI-XII веков. Некоторые источники говорят о неоднократно вспыхивающих здесь пожарах. Доподлинно известно, что в начале XIII века наступил период упадка для монастыря, за которым последовал очередной расцвет. Восстановление храма связывают с появлением мастера кунг-фу Цзюэюаня. Согласно преданиям, когда он появился у ворот Шаолиня, увидел кучи мусора и постройки, выгоревшие почти наполовину в результате пожарищ. Целью его визита было постичь тайны боевых искусств Шаолиня. На тот момент в монастыре было мало монахов, и он поступил в ученики одного из самых умелых — Хунвэня. Он преподавал все четыре дисциплины и обладал огромной силой. Молодого Цзюэюаня он обучил комплексу «18 рук архатов» и глубокой буддистской медитации. Так как большинство насельников в тот период покинули обитель, и Шаолинь утратил былую славу, Цзюэюань решил вернуть величие храма. Для этого он отправился на поиски великих мастеров, чтобы пригласить их в монастырь преподавать мастерство ушу оставшимся монахам и будущим последователям. После долгих поисков он встретил человека по имени Ли Соу, которому помог отбиться от банды разбойников. Тот, узнав о цели монаха, поведал ему о мастере, искусно владеющем тайными знаниями ушу — Бай Юнфэне. Вместе они отправились к нему в Лоян. Ли Соу взял с собой сына, и уже через некоторое время, вместе с Бай Юнфэнем, они прибыли в Шаолинь.
Оказалось, что Бай Юнфэн (монашеское имя — Цююэ) действительно владеет тайными знаниями методик шу, которые раскрывались далеко не всем. Он начал преподавать их монахам и самому Цзюэюаню. Источники утверждают, что именно Бай Юнфэн привнёс в кунг-фу Шаолиня методику боя «пяти животных»:
- Дракон – дух;
- Тигр – кости;
- Леопард – сила;
- Змея – энергия Ци;
- Журавль – сухожилия;
В дальнейшем появились стили Орла, Богомола, Обезьяны и др., отражающие повадки животных.
После, спустя много лет Цзюэюань создал новую методику, названную «72 руки», в которую входили 72 базовых приёма. Все они основаны на ранее применявшихся 18-ти приёмах, которые были расширены и дополнены. Благодаря этому значительно расширился арсенал монахов Шаолиня.
Благодаря этой большой и кропотливой работе, Цзюэюань заслужил огромную славу, которая была столь велика, что после смерти монахи совершали перед его портретом те же обряды, что и перед ликом Будды.
В том же XIII веке Шаолинь вновь ждал разгром: с приходом к власти монгольской династии. Храм был вновь сожжён, и многие монахи ушли, их численность сократилась с нескольких тысяч до чуть более сотни.
В тот период настоятелем стал Фуюй — одна из значимых фигур китайского буддизма и самого монастыря. Первое, что он сделал в должности настоятеля — вернул ушедших монахов и восстановил сгоревшие постройки. С этого момента началось стремительное развитие как самого монастыря, так и боевых искусств Шаолиня.
Одной из заслуг знаменитого Фуюя стала реформация боевых искусств Шаолиня. В первую очередь он адаптировал стиль, которому до этого в монастыре обучались только физические крепкие мужчины, для всех возрастов — от детей до стариков. В этом ему помогали лучшие наставники. В результате он разработал новые комплексы, которые затем переросли в два отдельных стиля: «Кулак долголетия» и «Кулак мягкости».
Именно ему приписывается создание техники боевых приёмов, сочетающих стремительные удары с плавными движениями. Это, по его мнению, помогало регулировать дыхание и очищать сознание. Тем самым, благодаря этим методикам стало возможным одновременно практиковать боевые навыки и дыхательно-медитативную технику. Система, которую создал наставник Фуюй, легла в основу всего последующего развития кунг-фу Шаолиня. Такая система подготовки была названа большой ценностью монастыря: её было запрещено передавать кому-либо вне его стен.
Все великие деяния настоятеля Фуюя увековечены после его смерти на стеле, которая носит его имя и до сих пор хранится в специально отведённом месте — дворе стел.
В некоторые периоды истории Китая шаолиньские монахи призывались в качестве временной армии для защиты от набегов. Несмотря на мирный нрав монахов и нежелание без нужды вступать в бой, их способности в боевых искусствах высоко ценились. Именно поэтому в период правления династии Мин полководец Ци Цзигуан призвал монашеское войско (сэнбин) для защиты от набегов японских пиратов.
Наряду с ними использовалась помощь и отрядов, которые охраняли деревни: они частично состояли из бродячих монахов, владевших ушу, однако нет доподлинных доказательств того, что кто-либо их них был выходцем Шаолиня. Так, сформированные в XVIII веке отряды миньтуаней сохранились вплоть до XX века.
Однако наиболее прославленными были именно монашеские войска (сэнбин) — в них входили как те, кто постигал боевые искусства Шаолиня, так и бродячие буддистские монахи. Несмотря на то, что в отряде могло быть меньшинство именно выходцев из Шаолиня, они именовались «Шаолиньским воинством».
Наиболее неблагоприятным для буддистских последователей стал период после так называемого Боксёрского восстания в 1899 году. Ихэтуаньское восстание произошло в результате недовольства ихэтуаней вмешательством в различные сферы управления страной извне. Им не нравилось влияние других государств на экономику, политическую жизнь и культуру страны. Под удар попали многие иностранные представительства. Не вполне обоснованно буддистских монахов Шаолиня обвиняли в пособничестве бунтующим и нападении на иностранных миссионеров.
Вскоре восстание переросло в открытую войну против иностранных военных сил, которые в тот период находились в тесном взаимодействии с армией императора. В результате в 1901 году монахи Шаолиня были вынуждены покинуть монастырь. Часть из них рассредоточилась по стране, а многие переселились в другие страны. Не имея никаких других навыков, им ничего не оставалось, как начать делиться своим мастерством с другими. Так стали появляться школы единоборств, сообщества последователей Шаолинь в разных странах мира, в том числе на Западе.
Некоторые из тех, кто ушел из монастыря, сделали неплохую карьеру в армии. Благодаря владению боевыми искусствами, им удавалось дослужиться до высоких чинов. В ходе Второй мировой войны некоторые из них примкнули к партизанским отрядам.
Зал Тысячи Будд храма Шаолинь в 1920-х годах.
В 1928 году по приказу одного из военачальников Шаолинь был сожжён. В некоторых источниках говорится о том, что огонь бушевал 40 дней. В результате разрушено более 90 % зданий, уничтожена библиотека храма и множество ценных рукописей. Одной из них был трактат Чжан Саньфэна: считалось, что именно его труд стал основополагающим по тайцзицюань.
Почти полвека Шаолинь пролежал в руинах. После Второй мировой войны на развалинах храма жили всего семь монахов, не имевшие никакой государственной поддержки. Дальнейшие вехи истории Шаолиня:
- 1966-1976 гг. – культурная революция, борьба с религией. К 1978 г. в Шаолине в нищите жили всего несколько монахов.
- 1982 г. – выход фильма “Храм Шаолинь”.
- 1983 г. – Шаолинь объявлен главным национальным буддийским монастырем.
В 80-е годы двадцатого века популярность храма стала расти по экспоненте. Много помогало китайское государство. Старт взрывной популярности был дан фильмом “Храм Шаолинь” с Джетом Ли в главной роли. Есть мнение, что этот успех стал для Шаолиня чуть ли не большим испытанием, чем пожар, но как мы видели за 1500 лет истории храм научился справляться с трудностями.
„Не важно, чёрная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей — это хорошая кошка.“ — Дэн Сяопин
В соответствии с этой правительственной идеологией с 80-х годов вокруг Шаолиня появилось много коммерции, лотки с сувенирами начинались прямо от южных ворот. Монахи Шаолиня выступали с кунг-фу представлениями в США, Австралии, Саудовской Аравии, во многих странах Европы. Выручка от представлений шла на восстановление павильонов. Настоятелю Ши Юньсиню стоило многих усилий, чтобы отодвинуть коммерческие объекты от ворот храма, восстановить монашескую жизнь с тренировками по традиционному кунг-фу, семинедельными медитациями в зимнее время, диспутами Чань.
24 мая 2007 г. в Шаолине прошла грандиозная церемония Помоста Трех посвящений, после более чем 300-летнего перерыва. Удалось добиться признания шаолиньского кунг-фу как части мирового нематериального наследия, охраняемого ЮНЕСКО.
Процесс восстановления Шаолиня, возрождение монашеской жизни, развитие кунг-фу Шаолиня описаны в подробностях от первого лица в книге настоятеля Ши Юньсиня «Шаолинь в моем сердце». Издание книги на русском языке выполнено Школой Мастера Ши Янбина.
Фильм сделал Шаолинь популярным не только внутри Китая, но и в других странах. С 90-х годов двадцатого века культурные центры Шаолиня стали открываться по всему миру. Одним из таких центров и является Школа Мастера Ши Янбина в Москве. Отличить официальный авторизованный культурный центр от просто любительской школы кунг-фу поможет сертификат монастыря Шаолинь за подписью настоятеля.
Храм Шаолинь охраняется государством и признан объектом Мирового Наследия ЮНЕСКО.
В нынешнее время Шаолинь — главная обитель буддизма и знаменитого кунг-фу, которым стремятся овладеть не только монахи, но и послушники из разных уголков страны и мира.
Двери монастыря открыты для новых послушников, доказавших истинность своих стремлений в первую очередь в постижении учения Будды. Большим заблуждением было бы рассматривать Шаолинь как школу боевых искусств. Это место для постижения Чань. Поэтому нельзя «поступить» в Шаолинь, чтобы просто изучать боевые искусства.
ОБЕТЫ
послушников и монахов
5 обетов ученика;
- не убивать;
- не брать то, что не дано добровольно;
- не лгать;
- не прелюбодействовать;
- не употреблять алкоголь и вещества затуманивающие сознание;
10 обетов шраманера – послушников или монахов моложе 20 лет;
250 обетов бхикку – высшая степень монашеского посвящения;
обеты бодхисаттвы;
ЧЕТЫРЕ ДИСЦИПЛИНЫ
шаолиньских монахов
Примерно с X века до начала XX основой для обучения монахов был курс из 4 дисциплин:
Буддизм (фо) — основан на изучении канонов буддизма, правил монастыря, медитативных практик и глубокого созерцания.
Бой (у) — физические упражнения для поддержания силы и укрепления тела, практика в боевых искусствах Шаолиня, обучение верховой езде.
Медицина (и) — изучение основ массажа, свойств лечебных трав и приготовления бальзамов из них, применения ядов, а также физиологии человека, знания которой использовались не только в бою, но и в самоисцелении.
Науки и кульцтуры (вэнь) — изучение литературы и живописи, каллиграфии, занятия стихосложением.
Точный адрес монастыря: Китай, провинция Хэнань, область Чженчжоу, Дэнфэн, шоссе Дэнфэн, примерно в 15 километрах от города Дэнфэн. Сам храм находится внутри охраняемой заповедной зоны – огромной зеленой территории с горными вершинами, озерами, водопадами. Кроме Шаолиня в ней расположен Лес пагод, вершина с пещерой Дамо, отели, коммерческие постройки.
✎ Архитектура
Древний архитектурный комплекс монастыря Шаолинь состоит из семи основных строений, расположенных вдоль его оси, и еще нескольких зданий по обе стороны от нее. Он занимает 160 метров в ширину и 360 метров в длину, а его площадь –57 600 кв.м. Это обширный комплекс, привлекающий нас сразу с нескольких точек зрения: с исторической, археологической и культурной.
За главными воротами Шаолиня протекает река Шао-си (Shao-xi), а лес из высоких сосен окружает и защищает монастырь со всех сторон. Такое естественное окружение и вдохновило людей дать монастырю имя «Шао-линь»: слово это состоит из двух китайских иероглифов, которые на самом деле являются сокращением фразы «в гуще леса, который растет на горе Шао-ши».
Жилой двор, окруженный древними красными стенами, – это основное строение монастыря, которое занимает 30 000 кв.м. Здания жилого двора расположены симметрично по обе стороны от центральной оси, что характерно для китайских буддистских храмов. Хотя стиль архитектуры здесь китайский, видны в нем и элементы индийской культуры: так, подобно многим другим храмам в Китае, Шаолинь легко можно принять за индуистский храм, полный скульптур и изображений, напоминающих божеств индуистского пантеона.
Вход в Храм был построен в 1735 году, в эпоху правления Императора Юнчжэна (Yong-Zheng) из династии Цин, и состоит из ворот с двумя створками. Ворота возвышаются на кирпичной платформе, подняться к которой можно по пятнадцати ступенями центральной лестницы. У ее подножья по обе стороны стоят колонны высотой полтора метра, на вершине которых установлены большие каменные скульптуры двух китайских львов.
Над входом висит табличка «Шаолинь Сы» (Храм Шаолинь), на которой Император Канси (Kang-Xi) в 1704 году начертал иероглифы Bi-Yu Kang Xi Zhi Bao, подтвердив свое намерение покровительствовать монастырю.
Согласно «Истории Шаолиньского монастыря» раньше эта табличка висела над входом в «Зал Небесного правителя» (天王殿, tian wang dian).
По обе стороны от главного входа расположились еще двое ворот поменьше, построенные в годы правления династии Мин. Горизонтальные плиты дополнительных ворот украшены модными в ту эпоху барельефами с изображениями двух львов, играющих с шелковыми мячами, и двух фениксов, встречающих солнце.
На западной стороне наружной арки сделана горизонтальная надпись, которая гласит: «Основано Батуо» (跋陀; Bátuó, он же индийский монах Бхадра). На еще одной надписи рядом говорится, что это вход в «священную обитель Махаяны». Восточная арка была возведена в пятом месяце 22-го года правления Императора Цзяцзина (Jia-Jing) из династии Мин (в 1543 году), а западная – осенью 34-го года его же правления (в 1555 году). Внутри за входом за стеклом можно увидеть позолоченную статую бодхисаттвы Майтреи, который улыбается, приветствуя вас.
Чарующий пейзаж, развернувшийся в округе, внутри стен монастыря будто бы повторяется в лесе стел. У входа вас встретит великое множество стел или плит, ровно выстроившихся по обе стороны, словно для того, чтобы встречать гостей. Вот что о них сказано в стихотворении поэта времен династии Цин Цзин-Жичжэня (Jing Rizhen) : «Древние стелы заполнили дворик, словно желая расшириться в небо. Высокие, низкие, тонкие, стройные – все несут великую память. В тени сосен тайной земли. Верьте или нет, многие из этих надписей сделаны руками великих мастеров». Надписи на этих стелах – ценный материал для изучения истории и культуры монастыря.
В прилежащем коридоре в годы династии Северной Ци (550-598 годы) было воздвигнуто более пятидесяти ценных каменных плит. В этом коридоре можно найти стелу, относящуюся к периоду династии Тан и собственноручно подписанную Императором Ли Шиминем (Li Shimin).
Слева от леса стел расположился квадратный дворик, выполненный в традиционном китайском архитектурном стиле – это Зал Чуйпу или Зал кунг-фу. Он был построен в 1984 году. В коридоре дворика, который занимает площадь 870 кв.м, находится 236 деревянных и терракотовых статуй, собранных в четырнадцать групп, которые изображают историю и боевые искусства монастыря Шаолинь. Две группы – цо-чань (Tso-Chan; тихое сидение) и пхао-цзин (Pao-Jing, хождение по кругу с чтением учений Будды) – запечатлели религиозные обычаи монахов; другие иллюстрируют базовые методы тренировок и техники основных стилей шаолиньского кунг-фу. Наконец, еще одна группа статуй увековечила подвиги шаолиньских монахов-воинов в китайской истории: это статуи тринадцати монахов, которые спасли Танского Императора, используя в качестве оружия лишь посохи, а также монахов из похода под начальством Сяо-Шаня (Xiao-Shan) и монаха Юэкуна (Yue-Kong), которые оказали сопротивление японским захватчикам.
Одна из многочисленных легенд, которыми окутан Шаолинь, повествует о том, что в монастыре есть помещение, именуемое «коридором смерти» или «коридором деревянных людей». Одна из легенд гласит, что для испытания монахов, желающих выйти за пределы монастыря, использовался большой зал с установленными в нём деревянными манекенами. Всего их было 18. На разных уровнях из них торчали палки, имитирующие руки и ноги, а благодаря специальной пружине, они могли вращаться. Некоторые предания гласят, что «руки» и «ноги» этих деревянных манекенов могли двигаться в произвольном направлении. Тем самым они имитировали противников, нанося испытуемому хаотичные удары. Каждый манекен приводил в движение следующий, таким образом, чем дальше проходил испытуемый, тем больше ударов с разных сторон он получал импровизированными руками и ногами. Некоторые легенды дополняют этот ритуал ещё одним испытанием: того, кто победил всех деревянных противников, в конце зала ждала больших размеров и раскалённая докрасна курильница, стоящая прямо перед входом так, что к нему нельзя было подойти. Чтобы выйти из зала, испытуемый обхватывал её руками и сдвигал. В этот момент на его предплечьях выжигались символы: сплетение тигра и дракона, а также знак единства инь и ян. Человек, прошедший все эти испытания, мог с почестями выйти через главные ворота храма. Документального подтверждения этим легендам не сохранилось: предание о страшном зале и проводящихся в нём испытаниях передавались преимущественно устно. На самом деле в Шаолине действительно есть «Зал архатов» (Лохань тан). Несмотря на многочисленные устрашающие рассказы, это место вполне мирное. Представляет собой тренировочный зал, где уже многие столетия ученики Будды оттачивают своё мастерство. В полу этого зала отчётливо видны сорок восемь углублений. Они появились в результате тренировок монахов, которые отрабатывали специальный удар ногой. Это метод «врастания в землю» — удар такой большой силы, что в результате многократных повторений появились углубления в каменном полу. Возможно, именно здесь ранее находились те самые деревянные манекены, которые традиционно используются в боевых искусствах Шаолиня для отработки ударов.
Прямо на выходе из Леса стел, перед жилой зоной и Залом Махавира находится Зал Тяньван или Зал Небесного правителя. На его наружной стене в эпоху династии Цин повесили табличку, на которой иероглифами начертано: «Истинная колыбель Буддизма».
Согласно «Истории Шаолиньского монастыря» до пожара 1928 года в этом Зале находилось две статуи божеств-хранителей Будды – воплощений бодхисатвы Варджрапани, и четырех небесных правителей, охраняющих вход. В ходе недавней реконструкции все статуи были восстановлены. Четыре небесных правителя – это дэвы, то есть божества, которые согласно ведическим писаниям и буддийскому учению живут на склонах горы Сумеру, оберегая первую из семи планетарных систем и охраняя один из миров. Чиготянь (Смотритель земли) одет в белое и держит пипу (китайскую лютню); его направление – восток. Гуанмутянь (Всевидящий) облачен в красные одежды, в его руке – красная шелковая лента, и он обращен к западу. Цзэнчантянь (Покровитель роста) одет в черное и носит меч, оберегая юг. Довэньтянь (Всеслышащий) носит зеленые одежды, опирается на каменный столб, и обращен на север.
Справа за Залом Небесного правителя находится Чжун лоу – Колокольная башня, одно из самых высоких зданий монастыря. Когда в монастыре разразился пожар, то изначальный колокол, два метра в высоту и 1,70 м в ширину, толщиной от 4 до 12 см от верхушки к основанию и весом 5 500 кг, согласно надписи установленный в 1204 году, упал на землю и разбился, и по сей день покоится недалеко от места, где была восстановлена сама башня.
Согласно «Истории Шаолиньского монастыря» звуки этого колокола были слышны в тридцати ли (15 км) в округе. В руинах Колокольной башни расположены еще две святыни: одна из них – статуя бодхисаттвы Кшитигарбхи, восседающего со скрещенными ногами на пьедестале в форме лотоса, 175 см высотой, с кашаей на плечах и открытой грудью.
Другая – табличка, именуемая «Надпись на обретение божественной природы бронзовым Буддой Майтреей», находится в северо-восточном углу башни. На информационной доске сказано: «Колокольная башня – просторный павильон с четырехступенчатой крышей. Это одна из крупнейших построек монастыря, высотой свыше 33 м. Исходное здание было разрушено в 1928 году и восстановлено в 1994 году по образу старого. Колокол, подвешенный в башне, весит около 6 500 кг. Статуя бодхисаттвы Кшитигарбхи высотой 1,70 м и весом более 5 000 кг, была установлена в первый год правления Императора Хунчжи (Hong-Zhi) из династии Мин».
К северо-западу от Зала Небесного правителя, перед Колокольной башней, высится Гу лоу – Барабанная башня, изначально построенная в 1300 году при Императоре Чэнцзуне (Cheng-Zong) из Империи Юань (монгольского государства, в которое входил Китай). После того, как пожар уничтожил резные каменные колонны, от нее остались лишь основание и каменный порог. Как свидетельствуют древние надписи, размеры, форма постройки и фрески этой башни были величественнее и прекраснее до того, как башня погибла в огне. Внутри башни находится статуя Будды и табличка с надписью: «Барабанная башня была построена при династии Юань, уничтожена в 1928 году и отстроена заново в 1996 году по образу старой». Внутри нее находится самый большой барабан ручной работы во всем Китае. Когда одновременно звучат барабан и колокол, их слышно более, чем в 30 ли (15 км) в округе.
К северо-востоку от Зала Махавира и Колокольной башни расположен Зал Цзиньнало – он же Зал Киннары: строение с тремя помещениями, в которых когда-то находились статуи трех великих божеств цзиньнало (киннар: небесных музыкантов, наполовину людей, наполовину птиц, наполовину лошадей): медная слева, деревянная посередине и железная справа. Согласно буддистским учениям киннары – это одни из восьми божеств-стражей, которые считаются защитниками монастыря Шаолинь. Изначальный зал был разрушен в ходе войны в 1928 году, но восстановлен и заново выкрашен в 1982 году.
Прямо за Залом Киннары находится трехкомнатный Зал Лю-Цзу или Зал Шестого Патриарха, в честь патриархов Чань-Буддизма, которые предстали перед бодхисаттвой Авалокитешварой: ими стали Бодхидхарма, Хуэйкэ, Сэнцань, Даосинь, Хунчжэнь и Хуэйнэн. Их изображения, поставленные в ниши с навесами вокруг бодхисаттвы Авалокитешвары, а также 29 портретов знаменитых шаолиньских мастеров из разных поколений на боковых стенах, погибли в войне 1928 года. Зал был отстроен и заново украшен в 1982 году, и теперь здесь стоят статуи пяти нефритовых бодхисаттв: Гуаньинь, Вэньшу (Манджушри), Пусянь (Самантабхадра), Дицзан (Кшитигарбха) и Дашичжи (Махастхамапрапта). По обе стороны установлены раскрашенные терракоттовые изображения основателя Чань-Буддизма (Дамо или Бодхидхармы). На боковых стенах вырезана сцена перехода Дамо через реку Янцзы с помощью трости.
Центральным зданием монастыря является Зал Махавира, также называемый Большим или Главным залом. Он состоит из пяти помещений, где монахи отправляют свои службы. До его разрушения в 1928 году (сохранились лишь основание и три каменные колонны) в этом Зале находились статуи Будды Шакьямуни, Амита Будды (Амитабхи) и Бхайшаджьягуру (Будды медицины). С внутренней стороны конька крыши висела табличка со словами «Драгоценные деревья, благоуханный лотос», начертанными Императором Канси в 1704 году, а у стены располагалась стойка с шаолиньским оружием. Вывеска «Зал Махавира» находилась под карнизом центральной комнаты. Зал Махавира был восстановлен при династиях Мин и Цин, и многие находки относятся к этому периоду. Недавно обнаруженная часть стены и инкрустированные в ней камни открывают нам, что первоначальная постройка датируется 1169 годом. Сейчас на надписи сказано, что нынешний Зал Махавира был разрушен в ходе войны 1928 года и воссоздан по образу прежнего в 1985 году. Это величественное здание с двумя карнизами и ярко-зеленой крышей. Внутри установлены статуи трех великих Будд, основателя Чань-Буддизма (Бодхидхармы) и трех божеств-стражей киннар. Также у боковых стен стоят позолоченные статуи Дамо и восемнадцати архатов (лоханей). Основные буддистские церемонии шаолиньские монахи проводят именно в этом Зале.
Недалеко от Зала Цзиньнало находится Цанцзин или Фатан (法堂; fa tang), Зал Дхармы, построенный в эпоху династии Мин (и отремонтированный во времена династии Цин) для сохранения Буддистских писаний, в том числе древнейших писаний на бронзовых табличках, а также как место для проповедей почтенных монахов. В «Истории Шаолиньского монастыря» сказано: «В 1743 году мы стали хранить в зале Буддистские писания, «Плиту с тенью Бодхидхармы», книги с иллюстрациями приемов шаолиньского кунг-фу и буддистские посохи». Прежде в Зале стояла статуя Дамо, а сейчас находится большой железный котел диаметром 167 см, глубиной 84 см, толщиной 2 см, на бортике которого выгравированы дата изготовления – ноябрь 1577 года, и его вес – 1 300 цзиней (650 кг). Перед котлом – большая каменная ступка, на которой написано: «Построено в 1565 году».
Сегодня здесь стоит статуя Будды из белого нефрита была установлена буддистским орденом Фо Гуан Шань (Fo Guang Shan), и хранится бóльшая часть бесценных текстов, знаменитых своей несравненной культурной значимостью, которые были скопированы с оригинальных рукописей, составленных монахами во времена династии Цин. Ранее существовала также священная книга, передававшаяся из поколения в поколение монахами Шаолиньского монастыря, которая называлась «Записи о блестящих военных походах, составленные самыми почтенными монахами в истории Шаолиньского монастыря». Книга эта хранилась в реликварии на алтаре в Зале Махавира и содержала в себе списки многочисленных монахов – героев Шаолиня, которые совершили акты воинской доблести, а также участвовали в самых необычайных походах. Раньше каждый год в первый день десятого лунного месяца существовал обычай праздновать «День ушедших душ»: настоятель перед собранием монахов зачитывал имена из этой книги, и на каждом имени собрание делало три низких поклона в знак почтения ушедшему. Эта церемония побуждала новые поколения монахов чтить славную традицию монастыря поддерживать искреннюю и усердную боевую подготовку. Можно лишь с бесконечным сожалением говорить о том, как несчастье, настигшее монастырь в 1928 году, когда военачальник Ши Юсань (Shi Yousan) поджег храм, обратило в пепел и эту книгу, вместе со Священными буддистскими писаниями, руководствами по шаолиньскому кунг-фу и всеми ценнейшими культурными реликвиями, которые сохранялись в Зале Махавира. В 1992 году губернатор провинции Хэнань Ли Чанчунь (Li Changchun), выделил один миллион юаней на реконструкцию Зала Дхармы (Библиотеки писаний). Ушедшему недавно почтенному Ши Суши (Shi Su-Shi), посвятившему последние годы своей жизни восстановлению бесценной памяти Шаолиньского монастыря, удалось собрать множество томов со знаниями о философии и боевых искусствах, веками передававшимися из поколения в поколение в монастыре. Это стало возможно благодаря тому, что, когда мастер поступил в монастырь послушником в возрасте одиннадцати лет, его учителем стал почтенный Ши Чжэньсю (Shi-Zhen Xu), который сам когда-то изучал буддистские писания и боевые искусства Шаолиня и ежедневно обучал его своду правил, которым должен следовать монах-воин. Благодаря его усилиям новое поколение мастеров восстанавливает утраченную культуру шаолиньских боевых искусств.
К северу от Библиотеки писаний расположился Фанчжан или Зал настоятеля – здесь живет и исполняет свои каждодневные обязанности настоятель монастыря. Зал был построен в годы правления Императора Цяньлуня (Qian-Long) из династии Цин (в 1750 году). В сентябре 1750 года, совершая визит в горы Суньшань и Шаолиньский монастырь, Император Цяньлун останавливался в этом павильоне, который с тех пор также называют Луньтин (龙厅; long ting) – Павильоном дракона. В 1386 году в восточной части помещения был установлен железный колокол весом 325 кг, на котором выгравированы имена настоятеля Си-Аня (Xi-An) и японского монаха Сёгена (Shoogen), который прибыл в Китай в 1327 году торговым кораблем и около 1336 года поступил в Шаолинь, став помощником настоятеля Си-Аня. В Зале настоятеля установлены бронзовые статуи бодхисаттв, подаренные монахами японского отделения Шаолиньского монастыря. В западной части Зала, в которую во времена династии Цин вела резная арка, есть комната для отдыха пожилых настоятелей, а к востоку от нее – еще одно помещение, которое раньше называлось Залом Куожан (Kuo-Ran Tang), «Залом тишины», а сейчас известно под названием Чжунцзин Цзин (Zhong-Jing-Jing) («Тише тишины»). Оно было построено в эпоху династии Мин и не раз реставрировалось.
В южную стену дворика Зала настоятеля вставлено более двадцати камней, вырезанных гостями монастыря: с изображениями Хуэйкэ и Дамо с одной сандалией в руке, стихами о Хуэйкэ и надписями, восславляющими Гуаньинь. Зал настоятеля – последнее строение, которое погибло в пожаре 1928 года, и сейчас в комнатах этого крыла живут монахи.
Рядом c Залом настоятеля расположен Павильон Лисюэ – Павильон «стоящего в снегу», который также называют павильоном Бодхидхармы. Это небольшое и изящное строение с резными колоннами и единой крышей, построенное в годы правления династии Цин в память о месте, где будущий второй патриарх Цзигуан (который получил впоследствии имя Хуэйкэ), стоял в снегу, ожидая, когда Бодхидхарма согласится обучить его. На алтаре этого Павильона восседает в медитации Дамо, над которым рукой Императора Цяньлуна из династии Цин начертаны четыре иероглифа – Yin Xue Xin Zhu, – означающие: «Глубочайшее почтение оставило следы в снегу». На сегодняшний день святилище, где хранятся установленные еще в 1589 году медный колокол, барабан и чаша для подаяний, используется монахами для отправления служб. Снаружи восточного фасада здания установлены небольшие каменные плиты с картиной, относящейся к эпохе династии Цзинь, на которой изображена Гуаньинь, а выше – восславляющее вознесение Дамо стихотворение авторства Су Ши (Su-Shi), знаменитого поэта династии Сун, сочиненное в феврале 1192 года ии попавшее в «Доподлинные хроники династии Мин» (Ming Shi-Lu), вырезанное Шу Бянем (Shou-Bian). В нижней части стены одно из лучших изображений в монастыре – изображение Гуаньинь высотой в 60 см на двух цветках лотоса и с джапа-мала (четками), авторства Шао-Цзу (Shao-Zu) 1209 года. Также имеется картина 1221 года, изображающая Второго патриарха Хуэйкэ, с выгравированным стихотворением, повествующем о том, как, чтобы познать суть Чань-Буддизма и получить кашаю и чашу для подаяний, он доказал свою приверженность Буддизму, стоя босым в снегу и отрезав себе левую руку.
К северу от Павильона «стоящего в снегу» находится Зал Цяньфо – Зал Тысячи Будд, также известный как Павильон Вайрочана ( 毗 庐; pi lu ge), который и является собственно Шаолиньским храмом. Он был построен в 1588 году в эпоху династии Мин по указу вдовствующей Императрицы Ци-Шэн (Ci-Sheng), из материалов, оставшихся от других снесенных строений. Зал дважды ремонтировался: в 1639 и 1775 годах, но сохранил при этом свой первоначальный архитектурный облик. Надпись из тринадцати китайских иероглифов гласит: «Зал Тысячи Будд был отреставрирован в середине осени 40-го года правления Императора Цяньлуна» (т.е. в 1775 году). Перед Залом находится широкая платформа-терраса с изысканным каменным ограждением и двумя лестницами, между которыми вы увидите барельеф с изображением двух драконов, играющих с жемчужиной. Над входом в главное помещение Зала висит вертикальная табличка со словами: «Восточные мудрецы». Три центральных помещения разделены деревянными перегородками с четырьмя дверьми в каждой. Алтарь в середине комнаты посвящен бронзовому Будде Вайрочана, восседающем на троне из лотоса. Еще одна табличка с четырьмя иероглифами – Yin Gao Pha Ti – «Да восславится символ Будды», была начертана Императором Цяньлуном (Qian-Long) и размещена над статуей. В восточной части Зала имеется помост, на котором высится белая мраморная статуя Амита Будды, датируемая династией Чжоу (1409 год). «Плита с тенью Бодхидхармы» хранилась здесь. В этом Зале также сохранились 300 кв.м ценнейших настенных росписей, восходящих к годам правления Императора Канси из династии Цин (1662-1772 годы).
На главной фреске – «Паломничество пятисот архатов к Пилу» – изображены знаменитые 500 архатов (санскр. arhant – достойный, уважаемый) из истории возникновения Хинаяны («малая колесница», одно из основных направлений Буддизма), погруженные в созерцание духовной четырехрукой формы Амитабхи (многорукого Будды Локешвары), которая поднимается в небо на их глазах.
Будда изображен здесь с голубой кожей, на его голове корона с драгоценными камнями, он одет в желтые шелковые одежды и белую накидку, а его ноги опираются на большой цветок лотоса; в руках же он держит символы защиты и благословения: булаву, диск, морскую раковину и цветок лотоса.
К западу от Зала Тысячи Будд расположился Зал Дицан – Зал Кшитигарбхи, бодхисаттвы, который считается «чистым сердцем» за свой знаменитый обет не становиться буддой, пока не опустеет ад. Этот Зал был построен во времена династии Цин в классическом архитектурном стиле того периода, и отреставрирован в 1979 году. На алтаре Зала установлена статуя бодхисаттвы Кшитигарбхи с его двумя слугами Дао-Мином (Ming Dao) и Мин-Гуном (Min-Hua).
В Зале имелись древние настенные росписи, которые, увы, много лет назад пришли в упадок. Однако же, по-прежнему существуют картины «Десяти судилищ Ада» на северной и южной стенах, а фреска на задней стене изображает 24 сыновей почтительности в конфуцианской традиции.
В центрально-восточной части монастыря раскинулся Талинь юань – двор пагод, согласно историческим свидетельствам построенный не позднее династии Суй и отреставрированной в годы правления династий Тан и Сун. По краям двора сохранились древние пагоды, возведенные монахом Гуан Цинем (Guang-Qing) в 1088 году. Двух-уровневая пагода в северо-западном углу двора – редкое строение прямоугольной формы, шириной 415 см и длиной 318 см, в котором есть два помещения. На нижнем уровне хранится самая ценная статуя Будды в Шаолиньском монастыре: каменное изваяние высотой 173 см изображает Будду Майтрею, стоящего на цветке лотоса, и относится к династии Тан. Надпись на памятной дощечке на западной внешней стене пагоды описывает, как эта скульптура пережила гонения на Буддизм в эпоху династии Тан. Пагода Майтреи – это квадратная кирпичная структура высотой 8 м с десятью карнизами в простом стиле. Над дверью пагоды отпечатаны китайские иероглифы: «Пагода в память о сошествии Майтреи».
К востоку от Зала Тысячи Будд расположился «Зал Белых одежд» – еще один Зал монастыря, где сохранились настенные росписи, покрывающие площадь 75 кв. м и изображающие 26 видов рукопашного боя и 15 – боя с оружием, которые показывают китайские и более темнокожие индийские монахи, вместе обучающиеся владению кунг-фу. Эти росписи придают веса аргументу о том, что именно индусы обучили монахов боевым искусствам, поскольку мастера изображены с более темным цветом кожи. Также здесь есть картины, запечатлевшие спасение Танского императора тринадцатью монахами. Все фрески иллюстрируют принципы шаолиньской «Чань-цюань-ци-и» (Chan-quan-qi-i): это говорит о том, что и медитация, и кунг-фу играли и до сих пор играют важную роль в Шаолиньском монастыре. Раньше монахи пользовались настенными росписями в монастыре как учебниками, по которым они учились не только наносить смертоносные удары, но и медитировать.
На восточной, западной и северной стенах Зала сохранилась фреска площадью около 320 кв.м, изображающая «Паломничество пятисот архатов к Пилу». Эта фреска разделена на три части: верхнюю, среднюю и нижнюю, и на каждой мы увидим несколько ярких и реалистичных фигур. Мы можем разглядеть на ней архатов, усмиряющих драконов и тигров, проводящих время в приятной беседе, читающих мантры с чашами для подаяний или внимающих духовному Учителю. Хотя исторические упоминания об этой росписи отсутствуют, большинство ученых датируют ее эпохой династии Мин.
В Зале Вэньшу или Зале Манджушри установлена статуя «Великого мудреца» – «Вэньшу», мудрейшего из бодхисаттв, который проявлял необычайный талант и великое красноречие на собраниях бодхисаттв. В реликварии в северной части Зала находится знаменитая «Плита с тенью Бодхидхармы», отпечатавшейся на стене за долгие годы его медитации.
На северном берегу реки Шао-си простерся Талинь – «Лес пагод», крупнейший в Китае: он занимает площадь более 21 000 кв.м. Этот обширный архитектурный комплекс, состоящий из 243 пагод из кирпича и различных пород камня (площадка, крыша с одним или несколькими карнизами), служит ценным материалом для изучения истории архитектуры, искусства и религии Китая. Эти посмертные памятники, называемые ступами или пагодами, хранят в себе прах и останки 243 настоятелей Шаолиньского монастыря. Самые древние из них, построенные во времена династии Тан (791 год): кирпичная платформа, хранящая символическое тело Будды Шакьямуни (копия оригинальной пагоды, которая находится в Бодхгае в Индии), и посмертный памятник Мастеру Фавану (Fa-Wan) из Храма Цзинай (Jing’ai) в Лояне.
Еще три ступы были построены в эпоху династии Сун, шесть – в годы правления династии Цзин, 40 – при династии Юань, 148 – в эпоху династии Мин, а остальные – при династии Цин, либо же при других династиях, но последняя была установлена в 1803 году. Даже недавно почившие почтенные монахи, такие как Ши Синчжэн (Shi Xing-Zhen) (1914-1987 годы), Ши Суси (Shi Su-Xi), Ши Суюнь (Shi Su-Yun), Ши Хандан (Shi Han-Dang) и другие, похоронены здесь.
Размеры этих ступ, достигающих до семи «этажей» в высоту (14,6 м), как правило, отражают степень просвещенности похороненного в ней настоятеля. Проходили века, архитектурные форма и стиль ступ менялись, становились более стилизованными: прямоугольными, цилиндрическими, шестиугольными, коническими, параболическими, и др. На каждой пагоде выгравированы фигуры и надписи, которые считаются культурным наследием, представляющим интерес для исследований древнекитайской архитектуры и скульптуры из камня и кирпича. Благодаря распространению Чань-Буддизма Лес пагод разросся до тех размеров и великолепия, которые мы можем увидеть сегодня.
Взбираясь к пику горы Укунфэн, вдоль горной тропы к северу от Павильона Дамо, мы увидим мемориальную площадку, о строительстве которой распорядился Император Шэньцзун (Shen-Zong) из династии Мин еще в девяностые годы XVI века и которая была достроена в 1604 году. За аркой находится Пещера Дамо, где Дамо просидел в медитации девять лет. Напротив входа начертаны три китайских иероглифа Mo-Xuan-Chu, что значит: «Там, где медитация ведет к чуду», написанные рукой Ху-Бина (Hu-Bin), придворного ученого мужа. Сзади Ду Цзинси (Du Jin-Xi) написал иероглифы Dong-Lai-Zhao-Ji, которые означают: «Он пришел на эту гору с востока и здесь оставил свою суть». Обе надписи украшены изображением двух драконов, играющих с жемчужиной, и геометрическими узорами. Снаружи пещеры вы найдете три каменных стелы, установленных, соответственно, в 1605 году (при династии Мин), 1737 году (при Империи Цин) и 1917 году.
Пещера, выдолбленная в краю скалы, составляет три метра в ширину и десять в глубину, и внутри нее хранятся каменные изваяния Бодхидхармы и его первых последователей: Второго патриарха Хуэйкэ; Третьего патриарха Сэнцаня и Четвертого патриарха Даосиня. Добраться до пещеры, которая расположена в тысяче метров, можно по длинной лестнице, по которой монахи взбираются каждое утро, чтобы почтить патриархов, и, поклонившись им в знак уважения, медитируют в этом священном месте. Затем они занимаются кунг-фу на горном выступе шириной три метра перед пещерой. Девять лет просидев в медитации лицом к скале, Бодхидхарма волшебным образом оставил на камне отпечаток своей тени столь четкий, что можно увидеть складки его одеяния. Среди монахов Шаолиня этот образ зовется «Образом Бодхидхармы в медитации», а пещера – «Пещерой, свидетельствующей о созидательном созерцании Бодхидхармы». В годы правления династии Мин настоятель Шаолиня предложил вырезать лик Бодхидхармы из скалы единой плитой и перенести его в «Зал Бодхидхармы» в монастыре, чтобы можно было поклоняться ему как священной реликвии.
На холме у горы Укунфэн, с трех сторон окруженный глубокими ущельями, стоит тихий и изящный Чуцзу Ань или Павильон Дамо – небольшой архитектурный комплекс, умело использующий преимущества местности. Он был построен в эпоху династии Сун в память о Дамо, просидевшим здесь в медитации почти десять лет. Надпись «Безграничная благотворительность» 1605 года гласит: «Этот Павильон построен на месте, где наш Патриарх медитировал у стены».
На фреске, которая сегодня украшает правую стену пещеры, обозначено, что именно из нее была извлечена «Плита с тенью Бодхидхармы». Поэт Цхао Вэнхэн (Cao Wen-Heng) сочинил о пещере и ее создателя стихотворение под названием «Посетив пещеру Дамо на вершине горы Укунфэн»: «Кем был тот, кто вырыл пещеру на горе Укунфэн, где Дамо мог созерцать высший мир? Так она высоко, близко к звездам, над реками облаков. Пусть меняются времена, но пещера с принесенными в ней обетами и совершенными в ней славными деяниями не меняется никогда. Глядя со скал, в самом центре – Храм Шаолинь». Существует поверье, что давным-давно на горе Суньшань была пещера, где обитал дракон, и когда Дамо вошел в нее, чтобы помедитировать там, дракон отступил и скрылся в расщелине. Люди верят, что волнистый рельеф стен пещеры повторяет извивающиеся движения дракона, и утверждают, что к западу от пещеры еще сохраняется скала под названием Ян-Лунъя (Yang Long-Ya; Драконья скала).
На горе, несколькими ступенями выше пещеры, в 1997 году была воздвигнута большая статуя Дамо из белого мрамора.
- При монастыре
- Вход в монастырь
- Лес стел (碑林 ; bei lin)
- Коридор стел (碑廊; bei lang)
- Зал кунг-фу (锤 谱 堂; chui pu tang)
- Таинственный «Зал архатов»
- Зал Небесного правителя (天王 殿; tian wang dian)
- Колокольная башня (钟楼; zhong lou)
- Барабанная башня (鼓楼; gu lou)
- Зал Киннары (紧 那 罗 殿; jin na luo dian)
- Зал Шестого патриарха (六祖 堂; liu zu tang)
- Большой зал (大雄宝殿 ; da xiong bao dian)
- Библиотека писаний (藏经阁; zang jing ge)
- Зал настоятеля (方丈 室; fang zhang shi)
- Павильон «стоящего в снегу» (立雪 亭; li xue ting)
- Зал Тысячи Будд (千佛殿; qian fo dian)
- Зал Дицан (地 臧 殿; di zang dian)
- Двор пагод (塔林 院; ta lin yuan)
- Зал Белых одежд (白衣 殿; pay-yi dian)
- Зал Вэньшу (文殊殿; wen shu dian)
- Лес пагод (塔林; ta lin)
- Пещера Дамо (達摩洞; damo dong)
- Павильон Дамо (初祖庵; chuzu an)
Настоятель Ши Юнсинь
В настоящее время настоятелем монастыря является Ши Юнсинь (мирское имя — Лю Инчен). Он поступил послушником в Шаолинь в возрасте шестнадцати лет. Вместе с тем он обучался в различных школах и в возрасте 22 лет стал наследником аббата Шаолиня. По вопросу назначения его на должность настоятеля в 1999 году (19-20 августа) проводилось собрание Дхармы.
В течение нескольких лет Ши Юнсинь добивался снижения входной платы в монастыри и священные места, считая их дарованными человечеству природой. В результате ему удалось добиться полной отмены платы за входные билеты для буддистов в нескольких регионов и работа в этом направлении ещё продолжается.
Повседневная жизнь монахов Шаолиня
Наиболее частый вопрос о монастыре Шаолинь – это что едят и какой распорядок дня имеют монахи. Это безусловно любопытно, хотя гораздо интереснее спрашивать насельников Шаолиня о том, что такое Чань и как достичь просветления. Ученики Мастера Ши Янбина, ежегодно посещая Шаолинь имеют возможность задать вопросы монахам и высшему священноначалию обители Чань (Читайте расшифровку беседы с Ши Янлином). Однако начнем с простых вопросов.
Распорядок дня монахов Шаолиня
В 5 утра подъём.
В 5:30 некоторые монахи медитируют, а другие выполняют свои ежедневные упражнения кунг-фу.
В 7 утра завтрак.
После завтрака монахи читают сутры примерно до 8 утра, а затем приступают к работе – принимают верующих и туристов.
В 11:30 они собираются в столовой на обед.
После обеда у монаха есть час личного времени, а после возобновляются тренировки.
16:30 Вечерняя служба
17:30 Лекарство (ужин)
21:00 Сон
Что едят монахи Шаолиня?
Монахи в монастыре не принимают животной пищи. Завтрак составляет жидкая каша из кукурузной крупы, паровая булочка матоу, острые овощи и острые приправы. На обед часто идет суп из водорослей и грибов, тушеные овощи, тофу, острые приправы, орешки, все те же паровые булочки. Многие монахи стараются избегать ужина, и принимают его как лекарство только в случае необходимости восстановления сил. На ужин доедают то, что осталось от обеда. Летом в Шаолиня очень жарко и на столах появляются арбузы.
Вся эта пища очень простая, но легкая, вкусная и питательная. Каждый год мы упрашиваем братию монастыря удостоится чести совместной трапезы. Это сильное и прекрасное впечатление.
За трапезой монахи должны соблюдать духовные правила: благодарить за пищу и думать о ее происхождении, размышлять, достойны ли мы еды сегодня, избегать жадности, рассматривать пищу, как средство для поддержания жизни и принимать ее ради достижения просветления.
Искусство боя как способ постичь Дзен
Боевые искусства Шаолиня — это не тренировки навыков боя в чистом виде. Это в первую очередь тренировка внутреннего «я», собственного сознания для достижения гармонии внутри себя и со всем окружающим миром.
Совокупность всех тренировок и практик в школе Шаолиня направлено на постижение Чань, достижение состояния внутренней и внешней гармонии. При этом значительно возрастает внутренняя энергия и сила, но вместе с тем и способность контролировать, управлять этой силой не во вред, а во благо.
Даже само понятие «шаолиньское кунг-фу» в переводе обозначает «результат упорных занятий в духе Чань». Именно поэтому в основе обучения лежат медитативные практики, которые призваны погасить мирские эмоции и стремления (в частности, превосходить других) для достижения Чань (Дзен).
Только в состоянии полного покоя и равновесия буддистские последователи занимаются упражнениями, тренирующими силу, выносливость и оттачивающие навыки боя. В каждом движении присутствует смысл нападения и защиты, основанный на главном правиле буддизма: не причинять вреда живому.
Основные принципы кунг-фу Шаолиня
- chán wǔ hé yī (禅武合一) – “Чань и кунг-фу неразделимы”;
- “каждый удар – это умный удар. Умный – значит внутри есть Чань”;
- монахи Шаолиня не должны нападать первыми, применять кунг-фу можно только для защиты;
- синтез действия и бездействия, баланс инь и ян, союз внешней силы и духа;
- теория шести соответствий: руки-ноги, локти-колени, плечи-таз, ум-намерение, намерение-ци, ци-сила.
Как попасть в монастырь Шаолинь
Школа цигун и кунг-фу Шаолиня Мастера Ши Янбина организует ежегодные тренировочные сборы. Это прямая возможность попасть на тренировки к действующим монахам-наставникам и впитать мудрость Чань и ценность кунг-фу Шаолиня.