Чань и Боевое искусство

blank
Очерк Лю Тао

Монастырь Шаолинь на горе Суншань является колыбелью чань-буддизма и родиной боевого искусства монастыря Шаолинь, которое характеризуется мощной ударной техникой и молниеносным перемещением, а также различными стилями нападения и защиты. Это искусство может быть применено на поле сражения, а также использоваться для самозащиты или физического самосовершенствования. Боевое искусство монастыря Шаолинь признано во всем мире как древнейшее из боевых искусств. На возникновение и развитие шаолиньского ушу оказал огромное влияние чань-буддизм.
Среди боевых искусств Китая шаолиньская школа боя является старейшей, наиболее систематизированной и высококлассной. Согласно техникам ведения боя, передающимся в Шаолине из поколения в поколение, боевое искусство монастыря включает в себя сотни комплексов, 72 совершенных стиля, а также уникальную школу кунг-фу, в том числе приемы контактных поединков, технику заломов и захватов, методы блокировки жизненно важных точек, дыхательные техники, которые все вместе формируют огромную систему. Боевое искусство Шаолиня состоит из последовательности движений. Каждый комплекс составлен с учетом знаний древнекитайской медицины и следует естественным принципам движения человеческого тела. Оно уделяет особое внимание связи действия и пассивности, чередованию мягкости и жесткости.

Глубокая культурная основа боевого искусства монастыря Шаолинь укоренена в мудрости чань-буддизма. Чань-буддизм подчеркивает, что возможности для практики есть в повседневной жизни, а так как шаолиньское боевое искусство является важной частью повседневной жизни монахов, это еще один способ практики чань-буддизма. С помощью чань в боевом искусстве достигается состояние безмятежности и полного спокойствия. А практика боевого искусства позволяет по-новому постичь чань через личный опыт. Мастера практикуют боевые искусства для достижения лучшего физического, духовного и умственного состояния.
Подчеркивая важность состояния «спокойного сердца», боевое искусство Шаолиня уделяет особое внимание тренировкам сознания. В трактате «Секреты кулачного искусства Шаолиня» сказано, что прежде чем учиться кулачному искусству Шаолиня, ученик должен научиться успокаивать свой разум (сознание). Тренировки сознания происходит через движения Кулака Шаолиня. В 24-й главе трактата «Секреты кулачного искусства Шаолиня» сказано: «чувствуй дыхание», что подчеркивает важность дыхания в практике боевого искусства монастыря Шаолинь. Нужно позволить сердцу вести тебя, сохраняя при этом единство сознания и тела.
Чань-буддисты верят, что природа сознания есть спокойствие. Необузданные желания ослепляют истинную природу и делают людей глупцами. Как же развить свой ум? Необходимо стремиться к достижению мудрости через просветление. Боевое искусство Шаолиня опирается на эту теорию и подчеркивает важность тренировки сознания.

Так как шаолиньское боевое искусство сформировалось в русле буддизма, огромное влияние на него оказала установка о непричинении вреда всему живому, поэтому особо подчеркивается, что цели данного боевого искусства – это поддержание здоровья, сильного тела и практика чань-буддизма. Для практикующих исключены ссоры и причинение неприятностей другим людям. Монастырь Шаолинь очень осторожен в решениях о передаче традиции своего боевого искусства посторонним. Если ученик, не являющийся монахом, желает изучать шаолиньское боевое искусство, то он или она должны выдержать сложные испытания моральной целостности и характера. Считается, что монах Цзюэ Юань составил Десять Заповедей Монастыря Шаолинь. Среди них есть правило, провозглашающее, что следует терпеть унижение для спасения живущих и не показывать свое боевое искусство без повода. Кроме того, монахи, владеющие боевым искусством (монахи-воины), ограниченные заповедями чань, уважают учителя, избегают вина и женщин. Хотя эти заповеди в большинстве своем установлены для монахов-воинов, они также в некоторой степени влияют на светских учеников.
Так как монахи-воины Шаолиня практикуют свое боевое искусство только для самозащиты, оно часто характеризуется сдержанностью и скромностью. Технику боя отличает высокая скорость,  скупые движения и рациональный аспект. Особое внимание уделяется внутренней силе и умению одержать верх над противником. В названиях боевых комплексов также отразилось влияние идеологии чань-буддизма на боевое искусство монастыря Шаолинь.
Кроме названий движений и техник, в честь знаменитых буддистских мастеров названо множество видов оружия, например, Шест Бодхидхармы, Заступ Бодхидхармы, Кулак Архата и так далее, что подчеркивает сильную веру монахов и их глубокое знание боевого искусства. Влияние чань-буддизма очевидно в некоторых сложных движениях кунг-фу, таких как стойка стиля Дахунцюань (большой красный кулак), в которой левая рука находится на уровне пояса, а правая рука перед грудью, словно отдавая дань уважения Будде. Из приведенных примеров очевидно, что даже во время боя шаолиньский стиль сохраняет свою уважительную и мирную направленность.

Перевод: Алексеев А.Ю (EwardQ@gmail.com)
Источник: официальный сайт монастыря Шаолинь:
https://www.shaolin.org.cn/templates/EN_T_newS_list/index.aspx?nodeid=297&page=ContentPage&contentid=15294
https://www.shaolin.org.cn/templates/EN_T_newS_list/index.aspx?nodeid=297&page=ContentPage&contentid=15313
https://www.shaolin.org.cn/templates/EN_T_newS_list/index.aspx?nodeid=297&page=ContentPage&contentid=15343

225[1]
Пока ничего нет