Вопросы о буддизме

blank

 
В: Что такое буддизм?
О: Буддизм – это религия для более чем трехсот миллионов людей по всей земле. Название происходит от слова «бодхи», «пробудиться»*. Его история начинается примерно 2500 лет назад, когда в возрасте 35 лет достиг пробуждения (или просветления) Сиддхартха Гаутама, известный также как Будда.
* «Cлово «буддизм» создано европейцами в XIX в. Сами буддисты называют свою религию Дхармой (Закон, Учение)». «Санскристкий корень buddh тот же самый, что и в русских словах «будить», «пробуждаться», что абсолютно неудивительно, поскольку русский язык, как и санскрит,… относится к индоевропейской языковой семье» (Торчинов Е.А. Введение в буддологию: Курс лекций. СПб, “Амфора”, 2005, с.14, 19)
 
В: Буддизм – это религия?
О: Для многих буддизм – это нечто большее, чем религия, скорее философия или «стиль жизни». Это философия в смысле «любви к мудрости», и путь буддиста можно описать так:
1. вести добродетельную жизнь,
2. сохранять осознанность, отдавать себе отчет в своих мыслях и поступках,
3. развивать мудрость и понимание.
 
В: Как буддизм может помочь мне?
О: Буддизм объясняет смысл жизни, объясняет кажущуюся несправедливость и неравенство, царящие в мире, а также предлагает кодекс поведения или «стиль жизни», который ведет к истинному счастью.
 
В: Почему буддизм становится популярным?
О: Буддизм становится популярным в западных странах по ряду причин. Первая важная причина – то, что он способен ответить на многие вопросы современного материалистического общества. Также в буддизме укоренено глубокое понимание человеческого разума и естественных способов его исцеления, которые выдающиеся психологи по всему миру стали признавать прогрессивными и действенными.
 
В: Кем был Будда?
О: Сиддхартха Гаутама родился в царской семье в Лумбини (на территории современного Непала) в 563 году до нашей эры. В возрасте 29 лет он осознал, что богатство и роскошь не могут дать счастья, и, для того чтобы найти ключ к счастью, занялся изучением различных учений, религий и философских школ своего времени. После шести лет поисков и медитаций он нашел «срединный путь» и достиг просветления. Всю свою жизнь после просветления и до самой смерти в возрасте 80 лет Будда посвятил проповеди принципов буддизма – Дхармы, или Истины.
 
В: Был ли Будда богом?
О: Нет, и он сам не называл себя так. Он был человеком, который учил, как обрести путь к просветлению, и делал это исходя из собственного опыта.
 
В: Поклоняются ли буддисты изображениям?
О: Время от времени буддисты останавливаются у изображений Будды, но не для того, чтобы поклоняться или просить о чем-либо. Статуя Будды с сострадательной улыбкой и сложенными на коленях руками напоминает нам, что нужно прилагать все усилия для того, чтобы достичь мира и любви внутри себя. Кланяясь статуе, мы выражаем благодарность за учение.
 
В: Почему многие буддистские страны бедны?
О: Один из буддистских принципов гласит, что богатство преходяще и что оно не дает счастья. Как бедные, так и богатые люди могут страдать в любой стране, но те, кто следует буддистским принципам, могут обрести истинное счастье.
 
В: Существуют ли различные виды буддизма?
О: Существует много различных видов буддизма, т.к. акценты учения могут меняться от страны к стране под влиянием их культуры и традиций. То, что останется неизменным, – это сущность учения: Дхарма, или Истина.
 
В: Являются ли другие религии ложными?
О: Буддизм как система убеждений толерантен к другим убеждениям и религиям. Буддизм соглашается с моральными принципами других религий, но при этом идет дальше, и открывает нам глобальную цель нашего существования через стремление к мудрости и истинному пониманию природы вещей. Настоящий буддизм очень терпим и не концентрируется на ярлыках вроде «христианский», «мусульманский», «индуистский» или «буддистский»; именно поэтому никогда не было войн во имя буддизма. По этой же причине буддисты не проповедуют и не пытаются обратить других в свою веру, а лишь дают разъяснения тем, кто их ищет.
 
В: Научен ли буддизм?
О: Наука – это знание, которое может быть организовано в систему, основанное на наблюдении, проверке фактов и постулировании фундаментальных законов природы. Сама суть буддизма соответствует этому определению, потому что Четыре благородные истины (см. ниже) могут быть проверены и доказаны кем угодно. Собственно, сам Будда просил своих учеников скорее проверить истинность своего учения, чем принять его, поверив на слово. Буддизм связан больше с пониманием, чем с верой.
 
В: Чему учил Будда?
О: Будда учил многим вещам, но основополагающие идеи буддизма изложены в учениях о Четырех благородных истинах и Благородном восьмеричном пути.
 
В: В чем заключается Первая благородная истина?
О: Первая истина – жизнь есть страдание (1) , потому что в жизни есть боль, старение, болезни и, в конечном итоге, смерть. Также мы испытываем страдания психологического плана, такие как одиночество, фрустрация, страх, смущение, разочарование и гнев. Это неоспоримый факт. Такой взгляд является реалистичным, но не пессимистичным, т.к. пессимизм – это ожидание худшего. Буддизм учит, как избежать страданий и стать по-настоящему счастливым.
 
В: В чем заключается Вторая благородная истина?
О: Вторая истина – причиной страданий являются желание (2) и ненависть (3) Мы будем страдать, если будем ждать, что другие будут такими, как мы хотим; или если будем хотеть, чтобы нас любили; или если не будем получать то, что хотели, и т.п. Другими словами, достижение желаемого не дает счастья. Вместо того чтобы постоянно бороться, чтобы получить желаемое, пытайтесь изменить желание. Желание лишает нас покоя и счастья. Время, потраченное на желания, и особенно на желание существовать (4), создает мощную энергию, которая является причиной рождения. Итак, желание ведет к перерождениям и тем самым к физическому страданию.
____________________________
(1) Дукха, также «беспокойство» или «неудовлетворенность».
(2) Танха, ненасытное желание, жажда (чувственных удовольствий, существования или несуществования).
(3) Двеша, гнев или отвращение при отсутствии желаемого или столкновении с не-желательным, один из «трех ядов» или клеш, двигающих Колесо сансары.
(4) Бхава-танха, желание быть кем-то, продолжать быть, вообще существовать.
 
В: В чем заключается Третья благородная истина?
О: Третья истина состоит в том, что страдания можно устранить (5) и достичь счастья; в том, что истинное счастье и покой возможны. Если мы перестанем бессмысленно желать и научимся каждый день жить здесь и сейчас (а не в прошлом или воображаемом будущем), то сможем стать счастливыми и свободными. Тогда у нас будет больше времени и энергии, чтобы помогать другим. Это и есть Нирвана.
(5) Дуккха ниродха
 
В: В чем заключается Четвертая благородная истина?
О: Четвертая истина в том, что есть путь, ведущий к прекращению страданий, – это Благородный Восьмеричный Путь.
 
В: Что такое Благородный Восьмеричный Путь?
О: Если коротко, то Благородный Восьмеричный Путь заключается в том чтобы быть добродетельным (и в словах, и в действиях, и даже в том, чем мы зарабатываем на жизнь), стремиться к полной осознанности своих мыслей и поступков и совершенствовать свою мудрость через постижение Четырех благородных истин и развитие в себе сострадания к другим.
 
В: Что такое Пять заповедей?
О: Моральный кодекс буддизма состоит из заповедей, ключевые из которых следующие:
• не отнимать жизнь у живых существ;
• не брать того, что тебе не дают;
• воздерживаться от сексуальной распущенности и чрезмерных чувственных удовольствий;
• не лгать;
• избегать опьянения, и, вообще, утраты контроля над собой.
 
В: Что такое Карма?
О: Карма – это закон, говорящий о том, что каждая причина порождает следствие, или, другими словами, что наши поступки имеют последствия. Этот простой закон объясняет множество вещей: неравенство в мире, почему одни рождаются с увечьями, а другие чрезвычайно одаренными, почему кто-то проживает слишком короткую жизнь. Карма подчеркивает важность ответственности всех за свои прошлые и будущие поступки. Как можно проверить кармические следствия наших действий? Если вкратце, то необходимо оценить 1) намерение, вызвавшее действия 2) последствия для себя 3) последствия для других.
 
В: Что такое мудрость?
О: Буддизм учит, что мудрость должна развиваться вместе с состраданием. Одна возможная крайность – быть добрым дурачком, другая – прийти к знанию, не испытав никаких чувств. Буддизм предпочитает срединный путь развития и того, и другого. Высшая мудрость состоит в том, чтобы понимать, что все видимые вещи являются незавершенными, непостоянными и не имеют неизменной сущности. Настоящая мудрость – не просто верить словам, а самому испытывать и постигать истину и реальность. Мудрость требует открытого, объективного, незашоренного ума. Следование путем буддиста требует мужества и терпения, гибкости и восприимчивости.
 
В: Что такое сострадание?
О: Сострадание подразумевает щедрость, готовность оказать поддержку, проявить сочувствие, внимание и заботу. Согласно буддизму, по-настоящему мы можем понимать других, когда нам хватает мудрости понимать самих себя.
 
В: Как мне стать буддистом?
О: Учение буддизма может понять и испытать каждый. Буддизм учит, что решение наших проблем находится не где-то далеко, а в нас самих. Будда просил всех своих учеников не просто верить ему на слово, а испытывать его учение на себе. Таким образом, каждый принимает для себя решения сам, а также сам отвечает за свои действия и восприятие вещей. Все это делает буддизм не готовым набором истин, который надо принимать целиком, а скорее учением, которое каждый может изучать и осваивать по-своему.
 
Перевод: Роман Стойчев, редактор Марина Горяева.
Оригинальный текст:
https://www.shaolin.org.cn/templates/EN_T_Article_list/index.aspx?nodeid=451&page=ContentPage&contentid=15476
https://www.shaolin.org.cn/templates/EN_T_Article_list/index.aspx?nodeid=451&page=ContentPage&contentid=15490
 
R_Budd_2

Пока ничего нет