«Втянуться в практику, а затем удержаться на плато»

blank

(вопросы, с которыми встречается ученик в своей практике)

Тяжелое является основой легкого. Покой есть главное в движении.

26 Дао Дэ Цзин

Эволюция сознания никогда не идет легко, она всегда идет через преодоление препятствий. Нет препятствий, нет эволюции.

Экхарт Толле

Бывает, придешь в магазин за кефиром, а по пути к кефирным полкам сто раз остановишься, свернешь в другие ряды, купишь других, крайне нужных вещей, и бывает даже, забудешь, что приходил за кефиром. Так уж работает наше внимание. И так проявляет себя любопытство, не будь которого, кефир, наверное, не изобрели бы до сих пор, как, впрочем, и все остальное.
Любопытство свойственно детям в гораздо большей степени, чем взрослым. Пробовать новое, увлекаться, учиться и развиваться – свойства растущего организма.  А как же мы, «взрослые»? Мы тоже люди! Сейчас и ученые доказали, что наше развитие не заканчивается, пока мы живы. Что хоть в 80 лет можно научиться играть на гитаре или получить диплом агронома. Можно… Но для этого нужно что-то сделать. И вот тут начинается.

Что начинается? Почему через месяц из группы по изучению иностранного языка начинают уходить студенты? Почему после завершения интенсивного курса для начинающих у Шифу далеко не все продолжают заниматься дальше, даже из тех, кому занятия очень понравились и принесли много пользы? Почему человеку, нашедшему в себе силы и средства начать делать что-то для себя, так сложно продолжать? Вот ребенка водить на кунг-фу, хоккей или в музыкальную школу можно несколько лет, а себя не получается. Стоит в этом разобраться. Грамматика немецкого языка с моей книжной полки, похоже, это подтверждает.
Проблемы на пути обучения часто связаны с нашими чувствами, поскольку именно чувства – осознаваемые или неосознанные, направляют наши мысли, а те, в свою очередь, определяют наши поступки. Итак, что же это за чувства такие? Такие, которые парализуют любую деятельность.

Всем известно, что новое всегда вызывает страх (когда мама ведет в школу за ручку не так страшно, как начальнику отдела в незнакомом месте на первой тренировке), так уж сложилось в ходе эволюции. В ходе той же эволюции появились способы справляться со страхом – борьба, бегство и мнимая смерть (это у голубей, а у людей называется мнимая покорность). Подождите, но я, вроде, не боюсь немецкой грамматики. Тогда чего я боюсь? Получается, что своей реакции на нее. Какой может быть реакция ученика начинающего осваивать новый материал? Вот некоторые варианты (начнем с того, что мешает):
Боль, скука, непонимание, недовольство, стыд, уныние, разочарование, осознание ограниченности своих возможностей. Каждый может добавить что-то свое.
Существует множество причин, почему люди начинают заниматься цигун. И существует множество ожиданий, надежд, планов, которым не всегда суждено осуществиться так, как задумано или когда задумано.

Разочарование (редко в себе, чаще в занятиях или учителе), каким бы болезненным оно ни казалось, всегда возвращает нас в реальность и позволяет трезво оценить собственные возможности. А это огромный шаг на пути к себе! Да, многое непонятно, не на все вопросы можно сразу получить ответы. Да, многое не получается или получается не так хорошо/быстро/красиво, как хотелось бы. Но чего на самом деле мы хотим?
Здесь может помочь «младшая группа» – в отличие от взрослого ребенок еще не умеет планировать свое будущее, он просто занимается тем, что ему интересно и приятно. Не только ради результата, а во многом ради самого процесса. Результат, в этом случае, приходит в качестве бонуса. В качестве другого бонуса у взрослых, в отличие от детей, есть цель, осознание которой помогает не бросать занятия тогда, когда становится скучно, трудно, больно. В этих ситуациях ребенок бросает начатое и ищет другое новое. Для ребенка такая ситуация полезна – рано или поздно он найдет то, что ищет и определится с выбором. У взрослых чуть по-другому. Многие взрослые поступают как дети. Пробуют многое, бросают, чтобы взяться за что-то еще. Вредного в этом ничего нет, если средство не превращается в цель – бежать от себя в ощущения. Тогда это замкнутый круг. Чтобы побежать от ощущений к осознанию себя, придется повернуть вспять, поменять вектор, минус на плюс (или плюс на минус, кому как). Такой скачок называется обнуление. А ноль, как принято считать, это то место, где ничего не происходит (хотя не факт).

Через несколько месяцев занятий можно очутиться на «плато», когда дальнейшее продвижение останавливается. Спутник этого периода – скука. Комплекс выучен, многое становится понятно, видимый предел достигнут. Это именно то время, когда можно делать следующий шаг. Многие делают его в сторону. Что ж, у каждого свой путь. Каждый проходит столько, сколько готов пройти. Кто-то идет чуть дальше.
Ученик, взявшийся за изучение нового, открывает много нового и внутри себя. Полученная информация обретает ценность только с практикой. Практика – это активность, движение, в основе которого лежит покой. Покой приходит вместе со знанием. Так же вместе со знанием совершенствуется умение решать проблемы и улучшать свою жизнь. Вот смысл любого обучения. Ради такой перспективы пару раз в неделю приеду на занятия.

Елена Бондаренко

Пока ничего нет