Стили и формы тайцзицюань
Возникновение тайцзицюань и стиль Чэнь
Тайцзицюань – традиционное китайское «внутреннее» боевое искусство, буквально «кулак Великого Предела».
История создания тайцзицюань окутана легендами, а точные факты теряются в глубине веков. На сегодняшний день существует несколько версий возникновения этого древнего искусства. По одной из версий, первые формы тайцзицюань создал легендарный даосский монах Чжан Саньфэн на основе наблюдения за поединком журавля и змеи. Произошло это во времена правления династии Сун (960–1279 гг. н. э.) Однако достоверно проследить линию развития и передачи учения от Чжан Саньфэна до наших дней не удается. По другой версии, которая считается официальной, тайцзицюань зародилось в семье Чэнь, проживавшей с XIV века в северокитайской провинции Хэнань. Основателем тайцзицюань является представитель этой семьи воин императорской гвардии Чэнь Вантин (1600–1680). После увольнения из армии он решил систематизировать свои знания о боевых искусствах и в результате создал новое направление, в котором гармонично сочеталось внешнее боевое применение и глубокое внутреннее (философское) содержание. Новое искусство включало в себя философские основы Книги Перемен, теорию Инь и Ян, теорию Пяти Элементов, знания китайской традиционной медицины, систему энергетических каналов, по которым циркулирует энергия Ци в теле человека, а также древние техники управления энергией Ци. Вместе с тем, стиль имел безусловную практическую направленность и боевое применение. В дальнейшем стиль развивался внутри семьи Чэнь и передавался от поколения к поколению. Таким образом, стиль Чэнь считается самым ранним направлением тайцзицюань. Все другие стили и течения, возникшие позднее, являются в той или иной мере видоизменениями стиля Чэнь. Для стиля Чэнь характерно чередование быстрых и медленных движений, выбросы энергии и мягкие переходы. Движения совершаются по спирали аналогично наматыванию шелковой нити.
Стиль Ян
В течение долгого времени искусство тайцзицюань считалось закрытым и развивалось только внутри семьи Чэнь. Первым посторонним человеком, который получил возможность приобщиться к этому стилю, стал выходец и бедной семьи Ян Лучань (1799–1872). Он был принят в семью Чэнь в качестве слуги. В течение трех лет он украдкой наблюдал за занятиями и тайно тренировался сам. Ян Лучань достиг больших успехов в своих занятиях, и в итоге ему разрешили остаться в семье Чэнь уже в качестве ученика и продолжить обучение. Через несколько лет обучения Ян Лучань вернулся в родные края и начал преподавать тайцзицюань. Вскоре у него появилось много учеников в том числе из числа пекинской аристократии. В ходе своей практики Ян Лучань изменил характер движений, сделав их более плавными и растянутыми. Современники называли его искусство «мягкий кулак» и «исчезающий кулак». Ян Лучань участвовал во множестве поединках с лучшими бойцами поднебесной и неизменно выигрывал, получив прозвище «Ян непобедимый». В дальнейшем сыновья Ян Лучана продолжили развитие стиля, который стал называться стилем Ян. Внук Ян Чэнфу доработал систему, создав комплекс тайцзицюань школы Ян «85 форм», характерной особенностью которого стали мягкие позиции и плавные движения. В настоящее время это направление тайцзицюань получило широкое распространение, а разработанный им комплекс стал считаться традиционным.
Стиль У (первый)
Мастер У Юйсян (1812–1880) родился той же местности, что и Ян Лунчан, и с детства мечтал заниматься боевыми искусствами. В зрелом возрасте, уже овладев многими направлениями ушу, У Юйсян узнал о том, что неподалеку живет мастер (Ян Лунчан), который обучает необычному «медленному» стилю. У Юйсян очень заинтересовался этим направлениям и попросился к нему в ученики. Освоив стиль Ян, судьба распорядилась так, что У Юйсян встретился также с мастером из семьи Чэнь и обучился этому стилю тоже. В результате он пришел к созданию собственного стиля, который стал интеграцией стилей Чэнь и Ян, но в то же время заметно отличался от них. Так возникло новое направление – тайцзицюань стиля У. Для этого стиля характерны компактные, медленные, как будто бы «осторожные» движения. Усилие является результатом предельного внутреннего спокойствия и концентрации энергии.
Стиль У (второй)
По иронии судьбы существует еще один стиль тайцзицуань с таким же названием – стиль У. Его основателем считается У Цзяньцюань (1870–1943). Его отец обучался стилю Ян у знаменитого Ян Лунчана, а затем передал это искусство сыну. Сын, У Цзяньцюань, несколько видоизменил движения стиля Ян, убрав сложные элементы и прыжки. Таким образом, У Цзянь Цюань создал собственную школу, названную впоследствии стилем У и признанную со временем самостоятельным направлением тайцзи. Этот стиль характеризуется мягкими движениями с акцентом на перенаправление силы противника. Также его отличительной особенностью являются несколько наклоненные позиции.
Стиль Сунь
Последний из пяти основных стилей тайцзицюань, стиль Сунь, был создан известным мастером боевых искусств Сунь Лутаном (1861–1932). В течении жизни он изучил множество стилей ушу, а также в совершенстве овладел тайцзицюань стиля У Юйсяна. Как и многие другие в ходе своей практики он переработал имеющиеся знания и создал самостоятельный стиль тайцзицюань – стиль Сунь. Характерной особенностью этого стиля являются быстрые перемещения, сочетание «открытого» и «закрытого», движений назад и вперёд, концентрации и выброса сил.
Помимо перечисленных пяти основных стилей тайцзицюань существует множество других направлений, ответвлений и школ. Практически каждый практикующий Мастер за десятилетия занятий, пропуская форму через себя, перерабатывает ее в соответствии со своими ощущениями, знаниями и личным опытом. Это создает обширную палитру стилей и способов исполнения одних и тех же движений. Это не хорошо и не плохо, это просто особенность развития любого общедоступного искусства. И это многообразие не должно пугать новичков. Стилей много, но глубинная суть и цель одна. Тайцзицюань – это целостная система саморазвития и познания своей внутренней природы через физические движения. На сегодняшний день искусство тайцзицюань уже распространилось по всему миру и продолжает набирать популярность не только в сообществе практикующих боевые искусства, но и среди обычных людей. Благодаря доступности, каждый человек может выбрать подходящий для себя стиль и вступить на эту удивительную дорогу изучения себя и мира через тайцзи. Эта дорога может привести к хорошей физической форме, здоровью и спокойствию, что само по себе уже очень ценно и много. Но в то же время, тайцзи – это намного большее. Если пойти дальше, то за каждым новым поворотом будут раскрываться новые грани собственной личности, можно понять общие законы жизни и ее смысл, можно найти способ гармоничной жизни, когда все происходящие события и все окружающее пространство находится в гармонии с внутренним миром человека и Вселенной. На этой дороге не бывает скучно, и она никогда не заканчивается. Единственное очень простое и одновременно самое сложное условие продвижения по ней – это делать новый маленький шаг каждый день, повторяя одно и то же движение снова и снова, тысячи раз, пока оно не станет частью тебя. В этом основа практики вне зависимости от выбранного стиля и направления. По большому счету, название стиля не имеет значения, самое главное – найти хорошего Учителя.
Основные формы тайцзицюань стиля Ян
Ян 24 – это упрощенный вариант формы, разработанный министерством спорта КНР в 1956 году. Этот комплекс состоит из 24 движений. Создание такого комплекса позволило использовать тайцзицюань повсеместно в качестве оздоровительной гимнастики, а также проводить соревнования и разработать критерии оценки уровня спортсменов. Несмотря на то, что данная форма является упрощенной по сравнению с традиционными, в ней сохранены основные принципы тайцзицюань. Именно этот комплекс получил наибольшее распространении не только в Китае, но и во всем мире, благодаря своей доступности. Как правило, начинать занятия тайцзицюань принято с изучения формы Ян 24.
Ян 42 – это форма, которая была разработана Пекинским институтом спорта в 1989 г. специально для проведения соревнований по тайцзицюань. Форма объединяет в себе движения всех основных стилей тайцзицюань (Чэнь, Ян, У, Сунь). Эта форма считается наиболее «спортивной», именно ее исполняют на множестве соревнований по спортивному ушу.
Ян 85 – традиционная («длинная») форма стиля Ян, разработанная Ян Чэнфу (внуком Ян Лунчаня) в начале XX века. Эту форму также иногда называют Ян 88, 103, 108 или 150 в зависимости от способа подсчета движений и количества повторов отдельных движений.
Основные формы тайцзицюань стиля Чэнь
Чэнь 18 – упрощенная форма для начинающих изучение стиля Чэнь. Состоит из 18 движений. Была разработана мастером Чэнь Чжэнлэем (1949-), который принадлежит к 11 поколению мастеров тайцзицюань стиля Чэнь.
Чэнь 56 – «спортивный» вариант формы, разработанный специально для соревнований по тайцзицюань.
Чэнь 83 – традиционная «длинная» форма.
Мастер Ши Янбин обучает традиционному шаолиньскому цигун и гимнастике тайцзицюань, которые дают нам возможность изменять внутреннее состояние организма, лечить болезни и добиваться необычных внешних изменений, благодаря движению «ци» в организме.
Для начала изучения тайцзи в Школе Мастера Ши Янбина приглашаем Вас пройти базовый курс.
В Школе одновременно проходит несколько курсов для начинающих, выберите наиболее удобный Вам: