Кунг-фу (ушу): саньда (все уровни)
Саньда пишется как 散打—sǎndǎ. Иероглифы переводятся как «Свободный бой» или «Свободный поединок». Также допустимо написание «саньшоу»—散手. Дословный перевод означает «Техника ладони». Данное направление считается наиболее близким к реальному рукопашному бою.
Саньда как спорт и боевое искусство
Еще в 1950-е гг. правительство Китая поставило задачу разработать новый спортивный стиль на основе древних боевых искусств. Он должен был стать квинтэссенцией опыта многих поколений великих китайских мастеров ведения боя, при этом иметь четкие правила для проведения соревнований на высоком уровне.
Работы велись порядка 30 лет. После 1982 г. саньда начал быстро развиваться как самостоятельное направление ушу. Сегодня соревнования в этой дисциплине проводятся более чем в 70 странах мира. Правила саньшоу применяются и для кикбоксинга.
Классическое кунг-фу учит правильным стойкам, ударам, блокам, которые складываются в последовательность движений – комплексы (таолу). Выполнение комплексов называют «боем с тенью», т.к. не происходит непосредственно взаимодействия с соперником.
В чем разница между ушу и ушу-саньда?
В саньда происходит непосредственный контакт, спарринг с противником, стойки, удары и захваты работают на практике. Можно рассматривать кунг-фу или ушу как подготовку к этим поединкам. Много ведется споров, является ли эта подготовка необходимой и эффективной.
В Шаолине уверены, что является. Выполнение комплексов позволяется понять и почувствовать, как работает сила, что делает боевое искусство искусством, а не просто дракой. Так саньда без кунг-фу теряет свои корни. Но и кунг-фу без своего боевого применения вырождается в гимнастику и акробатику. Эти две дисциплины должны изучаться вместе.
Чему учат мастера саньда
«Свободный бой» является одним из видов китайских боевых искусств. Изначальное применение ушу — реальные поединки.
На занятиях отрабатывают:
- ударную технику;
- элементы борьбы, а также защитные приемы, которые выполняются сидя, лежа и стоя;
- стратегию и тактику ведения боя.
Особенности данного единоборства
Когда создавали правила проведения спортивных соревнований ушу cаньда, учитывали специфику реального боя. Например, в схватке с настоящим противником важно оставаться на ногах. Потому партер (борьба на полу) в этой дисциплине не практикуется.
Применение ушу cаньда в соревновательных целях предполагает использование множества разнообразных техник и приемов. Удары сочетаются с бросковой и толчковой техникой. На ковре работают и руками, и ногами.
Спортсмены отрабатывают навыки броска соперника. При этом самому следует сохранить вертикальное положение. Броски же приносят максимальное количество баллов. По этой же причине высоко ценится умение сталкивать с помоста.
Важно умение быстро проводить атаки и уходить от опасности. Обоюдный обмен ударами никак не оценивается.
Основные правила соревнований cаньда
Борьба ушу cаньда в России официально признана спортивной дисциплиной. На территории нашей страны соревнования проводятся согласно Приказу Минспорта России № 122 от 18.02.2019 г. «Об утверждении правил вида спорта «Ушу»». Его положения соответствуют основным требованиям IWUF Международной федерации ушу.
Для защиты спортсменов обязательно наличие экипировки. Они надевают шлемы, перчатки, жилеты, наколенники, футы.
Место проведения поединка должно отвечать стандартам, утвержденным Европейской или Международной Федерациями ушу. Спортсмены встречаются на борцовской площадке («лей-тай»). Ее длина 14 м при ширине 8 м. Внутренний край выделяется линией толщиной 5 см.
В бою допускаются любые атакующие и защитные приемы вне зависимости от традиций и специфики техники школы, воспитавшей бойца. Разрешены удары в голову, корпус, бедра.
Нельзя бить головой, локтями, коленями, что, например, практикуется в тайском боксе. Недопустимы удары в затылок, шею и пах. Запрещены любые воздействия на суставы и на голову противника, пока тот находится на полу.
Зачем заниматься Саньшоу
Бойцы Саньда способны не только стоять на ковре, но и проявить свои умения в реальной жизни. Кунг-фу «Свободного боя» очень эффективно при самообороне, когда человек сталкивается с реальной угрозой своей жизни. Саньда практикуют и те, кто занимался другими видами китайских боевых искусств, просто для того, чтобы проверить уровень своих бойцовских навыков.
Занятия помогут укрепить здоровье, сформировать красивую атлетичную фигуру. Спортсмены отличаются выносливостью и умением владеть своим телом, отличной реакцией и координацией. На занятиях научат контролировать себя, выпускать излишки энергии.
Учитывая, что саньда — боевое ушу, к спортсменам предъявляют особые требования по состоянию здоровья, важна общая физическая подготовка. Это довольно травматичный вид спорта. К тренировкам можно приступать в любом возрасте, а на поединок тренер выпустит только уже подготовленных бойцов.
Саньда отличается простотой и эффективностью, что делает этот вид спорта довольно простым для усвоения. На занятиях одинаково ждут и новичков в мире боевых искусств, и тех, кто уже имеет бойцовский опыт.
Необходимо для начала занятий
Перед занятиями по саньда (саньшоу) не обязательно проходить курс для начинающих.Для занятий необходимо иметь:
-
- перчатки для муай тай,
- боксёрские бинты
- справка от врача о том, что не запрещено заниматься контактными единоборствами.
Также желательно иметь при себе:
- капа,
- защита паха,
- накладки на ноги,
- боксерские бинты,
- шлем,
- защита груди для девушек,
Средства защиты могут не требоваться на каждом занятии, но их наличие необходимо обеспечивать постоянно.
Расписание
Стоимость
Абонемент 7 100 рублей за 9 занятий.Абонемент действителен 3 месяца, начиная с даты приобретения.
Разовое посещение 900 руб.
Историческая справка Сун (960–1279) рукопашный бой был введен в качестве средства физического воспитания в армии, и в столичной канцелярии обороны государства был сооружен специальный помост для поединков, называемый «лэйтай» (таким термином обозначают как сам помост, так и поединки на этом помосте). Померяться силами туда съезжались бойцы со всех уголков страны. Правилами запрещались «недостаточные захваты», «стягивание штанов». Разрешалось использование ударов и бросков, «использовать ножное резание» (то есть проводить приемы в падении, типа самбистских «ножниц»). Победителям вручались знамена, серебряные чарки, парчовые халаты, скакуны и т.п.
Династия Мин (1368–1944) вошла в историю как «золотой век ушу», и лэйтай в то время были очень популярны. На колоннах по обе стороны помоста для подогревания атмосферы вешались парные надписи, вроде «удар кулака свирепого тигра из южных гор» и «удар ноги водяного дракона из северных морей». Чтобы не было споров о том, кто победил, перед началом боя оба участника подписывали документ о жизни и смерти, без подписания такого документа никто к боям на помосте не допускался.
В годы правления маньчжурской династии Цин (1644–1911) лэйтай широко распространились в народе. Во время какого-нибудь деревенского праздника, к примеру, организаторы могли сколотить помост на открытом месте и принимали вызовы от всех желающих. Никаких допусков, предварительной регистрации и т.п. не было, от бойца требовалось только громко объявить, кто он и откуда. Опять же, это были не спортивные поединки, смерть участника саньда была вполне в порядке вещей, поэтому рисковали выходить на помост лишь очень уверенные в своем мастерстве люди. Широкое распространение поединков на помосте свидетельствует о высоком уровне рукопашного боя того времени.
В 1911 году в Китае произошла буржуазная революция. Как это бывает после всех революций, начали производить перемены. Китайские боевые искусства стали обозначать термином «гошу» («национальное искусство»), и при поддержке богатых спонсоров (в том числе и членов правительства) в 1928 году в Нанкине (который тогда был столицей Китая) был открыт Центральный институт гошу. Чтобы привлечь внимание, набрать квалифицированных преподавателей и завлечь студентов, в Нанкине были устроены поединки на помосте всекитайского масштаба. Перед этим долгое время специальные люди ездили по разным провинциям Китая и приглашали известных мастеров. Эти поединки были названы «гошу гокао» («государственные испытания по гошу»). Шли они десять дней. Бои проходили на прямоугольной площадке, разрешались любые приемы, кроме ударов в глаза, горло и пах. Требовалось победить в двух из трех раундов, однако раунды не были ограничены по времени.
В 1933 году Центральный институт гошу провел вторые «гошу гокао». Было ясно, что смертельные поединки проводить нельзя, однако правила могли ограничить реалистичность боев. Было решено запретить «смертельные удары по точкам» (ибо удачное применение нежелательно, а эффективность имитации удостоверить невозможно), все остальное (вплоть до захватов за волосы) разрешалось. Помимо рукопашного боя, проводились отдельные состязания по китайской борьбе шуайцзяо, европейскому боксу, поединкам на длинном и коротком оружии. Участвовали представители большинства провинций и крупных городов Китая, в иных делегациях число представителей превышало сотню человек. Однако далеко не все были мастерами, и столь свободные правила поединков заставляли думать прежде всего о собственной безопасности, в результате чего в большинстве поединков участники не осмеливались атаковать, а только уклонялись. Газеты того времени оценили это так: «Соревнования по гошу достигли уровня петушиных боев».
Чтобы увидеть истинный облик боевых искусств в 1929 году в Чжэцзянском провинциальном институте гошу было проведено «Общее собрание неформального гошу». В нем приняло участие 545 человек, прошедших серьезный отбор и представлявших 12 провинций и 4 крупных города; из них 125 человек участвовало в поединках. Для участия в этих состязаниях была необходима рекомендация. Если после просмотра исполнения комплекса формальных упражнений возникали серьезные сомнения в соответствии рекомендации истинному уровню, то человека старались отговорить от участия в поединках. Бойцовский помост был высотой 1,3 метра, длиной 20 метров и шириной 18,6 метра. Правила поединков изобиловали дырами, их приходилось корректировать прямо по ходу боев. В конце-концов было решено, что «кулак и стопа одинаково равноправны, можно бить во все части тела».
В 1933 году в Нанкине состоялось «Всекитайское спортивное общее собрание», где попытались провести поединки по-новому – в защитном снаряжении (использовались бейсбольные нагрудники и средства защиты ног из футбола), запрещались удары в голову и в пах, контроль времени по-прежнему отсутствовал. В результате схватки стали напоминать борьбу, некоторые бои шли больше часа. Газеты того времени критически замечали: «Бои по гошу стали похожи на корриду».
Стало ясно, что западный путь развития боевых искусств, то есть создание систем правил и организации соревнований, является тупиковым: стремление к безопасности участников снижает реалистичность боя, и приемы, эффективные в реальном бою, становятся бесполезными для победы в поединке по правилам.
После установления в Китае власти коммунистической партии власти постарались вообще вытравить из памяти то, что ушу – это искусство БОЯ. Развивалась гимнастика – ушу, основанная на исполнении комплексов, приемам саньда учили только некоторые старые мастера, рискуя (особенно в годы Великой культурной революции) попасть под пресс государственной машины.
В 1979 году Госкомспорт КНР принял решение разработать новую форму соревнований по ушу – поединки – саньшоу. В рекламных целях, чтобы сделать вид, что это возрождение старых традиций ушу, их часто называли саньда или лэйтай. Старых мастеров это возмутило: они прекрасно помнили, к чему привели попытки поединков по правилам в 1930-х годах. Однако выросло уже несколько поколений, которые не видели настоящего саньда, и они принимали официальную версию за чистую монету. В результате во многих странах, в том числе и в России, под «саньда» зачастую понимают именно официальный государственный «китайский кикбоксинг с бросками», а не абсолютно свободный бой, как это было в ушу всегда.