Тексты с официального сайта монастыря Шаолинь – Школа Мастера Ши Янбина

Тексты с официального сайта монастыря Шаолинь

В ходе тренировочного сбора Шаолинь 2015 настоятель монастыря дал Школе Мастера Ши Янбина свое благословение на перевод материалов официального сайта о кунг-фу и Чань-буддизме на русский язык.

Силами учеников Школы в рамках краудсорсинг-проекта делаются переводы с английской версии сайта, разделы Chan Cultivations и Weekly Dialog.

Монастырь постоянно публикует в этих разделах новые короткие, но очень полезные тексты.

Маленькие тексты с сайта монастыря Шаолинь

Что случилось с буддизмом в Индии? С середины VII века в северо-восточную Индию начали вторгаться тюркские племена из Центральной Азии, которые исповедовали другую религию. Ко второй половине X века они дошли до Пенджаба и начали нападать на центральные районы. Везде, где они появлялись, местные индийские религии искоренялись.

Проповедь Бодхидхармы

Суть Пути в отрешенности. И цель тех, кто его практикует, – обрести свободу от внешних проявлений. В сутрах сказано: «Отрешенность – это просветление, поскольку она освобождает от внешних проявлений. Состояние Будды значит осознанность; люди, которые осознали свой разум, достигают Пути просветления и поэтому называются Буддами».

Чай

Поскольку Гаутама Будда утверждает, что все существа, одушевленные или неодушевленные, обладают природой Будды, возникает вопрос: «Правда ли, что природа Будды, свойственная чаю, идентична той, что свойственна человеку?» Старая китайская поговорка гласит, что «поскольку сущность человека отличается от неодушевленных сущностей дерева или травы, человек обладает свойством испытывать эмоции».

Бодхидхарма «О двух проникновениях»

Существует множество путей проникновения в Дао, но в сущности, все их можно свести к двум: «проникновение через принцип» и «проникновение через дела». Под проникновением через принцип мы понимаем воплощение принципов буддизма с помощью духовного учения. Через него мы можем обрести глубокую веру в истинную природу, которая присуща всем живым существам, но которая порой не может проявиться из-за внешних причин, иллюзий и заблуждений.

Откровения Бодхидхармы (избранное)

Практикуя шесть парамит, мы очищаем шесть каналов восприятия, преодолевая шесть пороков, обворовывающих нашу душу. Не позволяя зрительным образам вывести нас из равновесия, мы практикуем милосердие; контролируя слух – благонравие; контролируя обоняние и учась воспринимать все запахи как нейтральные – развиваем терпение.

Мастера, которые развили Чань-буддизм

Бодхидхарма (536 н.э.) – родился в Южной Индии в касте брахманов и почитался как 28-й патриарх буддизма. В течение девяти лет Бодхидхарма медитировал в маленькой пещере, расположенной на центральной вершине пятиглавой горы за монастырем Шаолинь. Он привнес традиции чань-буддизма в Шаолинь и почитался как первый патриарх китайского чань-буддизма.

Пять домов и Cемь сект

Учение чань-буддизма, сложившееся во времена Бодхидхармы и господствовавшее до времен шестого патриарха Хуэйнэна, стало самым массовым направлением китайского буддизма в середине и конце правления династии Тан. Школа Чань продолжала древние традиции Чань, в которых предписывалось следовать специальной передаче знаний, не опираясь на священные писания и догмы, и сосредотачиваться на раскрытии истинной человеческой природы для достижения внезапного просветления.

Истоки Чань

Слово «чань» (по-китайски «чань-на») происходит от санскритского слова «дхьяна», означающего созерцание, медитативное состояние. И также оно известно, как дзэн – термин, который используется в японском языке. Мастер Бодхидхарма положил начало традиции чань-буддизма в Китае. Основные принципы чань-буддизма сводятся к следующему: обращаться напрямую к духовной сущности человека, использовать передачу вне слов, не опираясь на какие-либо писания.

Зал Чань

В эпоху Будды Шакьямуни, для долгой медитации буддисты всегда выбирали места для уединения – под раскидистым деревом, в искусственно созданной пещере, в лесу. В начальный период проникновения учения буддизма в Китай, во времена правления династий Вэй, Цзинь, Северной и Южной династий (около 220-589 н.э.), множество гротов, вырытых на склонах холмов, служили буддистам местами для проведения долгих медитаций, подобно тому, как проводились уединенные практики во времена Будды.

Монастырские правила

Традиционное монашеское приветствие и прощание выполняется следующим образом: нужно встать, слегка наклонившись вперед и сложить ладони напротив груди. Традиционно иерархия монашеских общин следовала годами установленному порядку, единому для всех монахов, независимо от их возраста.

Повседневный распорядок в монастыре

Монахи Шаолиньского монастыря живут и работают по строгим правилам распорядка дня и обучения, принятым в китайских монастырях чань-буддизма, и изложенным в монастырских Правилах Бай Чжан (Бай Чжан чин гуй), установленных мастером Бай Чжан во времена правления династии Тан.

Данься сжигает Будду

Мастер Чань Данься Тяньжань был достойным учеником великих чаньских наставников Мацзу Даои и Шитоу Сицянь. Тяньжань было его монашеским именем, а, так как он одно время жил в монастыре на горе Данься в Наньян (сегодня это округ Наньян в провинции Хэнань), то его называли Тяньжань из Данься.

Вопросы о буддизме

Буддизм – это религия для более чем трехсот миллионов людей по всей земле. Название происходит от слова «бодхи», «пробудиться». Его история начинается примерно 2500 лет назад, когда в возрасте 35 лет достиг пробуждения (или просветления) Сиддхартха Гаутама, известный также как Будда.

Буддизм – это учение, а не религия

Словарь Уэбстера определяет религию как «систему верований, обрядов и праздников, направленную на почитание некой высшей сверхъестественной силы, которая является предметом поклонения. Буддизм не является религией, потому что, во-первых, Будда – это не сверхъестественная сила. Будда – обычный человек, который достиг Полного Понимания реальности жизни и Вселенной.

Чань и Боевое искусство

Монастырь Шаолинь на горе Суншань является колыбелью чань-буддизма и родиной боевого искусства монастыря Шаолинь, которое характеризуется мощной ударной техникой и молниеносным перемещением, а также различными стилями нападения и защиты. Это искусство может быть применено на поле сражения, а также использоваться для самозащиты или физического самосовершенствования.

Быть буддистом

Есть три самые важные вещи для буддистов, а именно Будда, Дхарма и Сангха. Будда – основатель буддистской религии, Дхарма – его учение, или Закон, а Сангха – Братство посвященных учеников, которые сохраняют и распространяют религию (или религиозная община, прим. ред.). Буддисты чтут эту троицу как объект наивысшего поклонения.

Буддийская медитация

С технической точки зрения, сосредоточение – это основа постижения. Для его развития надо фиксировать ум на выбранном объекте, например, образе Будды, свете свечи, круге определенного цвета, или на дыхании. Буддистские тексты приводят сорок видов объектов для медитаций, но их список можно расширять бесконечно.

Буддизм как образование

На примере Тайваня и других стран мира мы видим, что современное общество отличается известной аномальностью, чего не наблюдалось ранее ни на Западе, ни на Востоке. Западные мыслители предсказывали, что конец света наступит в 1999 году, и что Иисус Христос снова прийдет на Землю, чтобы осудить и уничтожить зло на Земле в Судный день.

Кунг-фу и Чань

Патриарх Бодхидхарма наставлял своих учеников: «Чтобы проявить природу ума, сперва необходимо укрепить тело». В этом напутствии содержится прямое указание на то, что для достижения просветления всякий ученик, практикующий Чань, должен также практиковать кунг-фу; тем самым он укрепляет свое тело, без чего все его усилия по достижению просветления окажутся бесполезными.

Шаолиньское ушу или шаолиньское кунг-фу

Честно говоря, я всегда был противником термина «шаолиньское ушу», используемого некоторыми людьми применительно к «боевым искусствам шаолиньской школы»; на мой взгляд, более корректным является выражение «шаолиньское кунг-фу». Причина, по которой я часто определял «боевые искусства шаолиньской школы» как «ушу, исполненное Чань», состояла непосредственно в моем стремлении подчеркнуть значимость понятия «шаолиньское кунг-фу».

Чем отличается шаолиньское кунг-фу от кунг-фу других школ?

Что отличает «традиционные китайские воинские искусства школы Шаолиня» (или «Шаолиньское кунг-фу») от аналогичных искусств других школ, так это то, что согласно подходу первой из них традиционные воинские искусства должны стать универсальным воплощением философии и постулатов Буддистского учения Чань.

Буддийская медитация и здоровье

Некоторые люди считают, что практика Дхьяна (в китайском языке «сидячая медитация» цзо-чань) оказывает людям помощь в деле сохранения крепкого здоровья, предотвращения болезней и достижения долголетия. Так ли это в действительности?

Как домохозяйка может следовать Пути Бодхисаттвы в повседневной жизни

Должно быть очень утомительно делать одну и ту же работу каждый день и особенно для домохозяек. Кажется, что совершенно невозможно освободиться ежедневных от домашних дел и многих это беспокоит. Однако, если мы научимся иначе смотреть на вещи, мы сможем выполнять наши домашние обязанности с большей радостью.

Цель Учения Будды

Буддизм — это система обучения, созданная Буддой Шакьямуни. Некоторые понятия и методы в ней похожи на конфуцианство. Цель буддийского образования достижение мудрости. На санскрите, языке древней Индии буддийская мудрость называется «Аннутара-Самьяк-Самбодхи», что означает предельная мудрость.Будда учил нас, что главная задача нашей практики – достижение этой предельной мудрости.

Ядро учения Будды

Учение Будды содержит три важных части: дисциплина, медитация и мудрость. Мудрость – это цель, а глубокая медитация или концентрация – это ключевой процесс достижения мудрости. Дисциплина через соблюдение предписаний – это метод, который помогает каждому постигать глубокую медитацию; мудрость же приходит естественным путем.

Корзина0
В корзине нет никаких продуктов!